В минувшую пятницу, 24 августа 2018 г., в Астраханском государственном архитектурно-строительном университете состоялся круглый стол на тему «Опыт и перспективы внедрения стандартов WorldSkills и топ-50 в образовательный процесс». В мероприятии приняли участие представители регионального минобрнауки, директора, преподаватели и мастера производственного обучения СПО.

Наша справка

WorldSkills International  – некоммерческая ассоциация, которая открыта для членства агентствам или иным официальным органам, ответственным за развитие среднего профессионального образования в регионе или стране, которую они представляют.

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» – официальный оператор международного некоммерческого движения WorldSkills International, миссия которого состоит в повышении стандартов подготовки кадров.

Топ-50 – список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.

Один из модераторов встречи, начальник управления кадрового, образовательного и научного сопровождения экономики региона минобрнауки Астраханской области О. Н. Тартаковская, заметила, что круглый стол завершает плодотворную работу в рамках так называемых августовских совещаний. Ольга Николаевна также подчеркнула, что министерство, образовательные организации и работодатели и дальше должны работать в тесной связи и ориентироваться не столько на топ-50, сколько на топ-регион – список перспективных в Астраханской области специальностей и рабочих профессий, предполагающих получение среднего профессионального образования.

Вторым модератором круглого стола выступила помощник ректора по развитию профессионального образования, директор колледжа строительства и экономики АГАСУ Т. В. Золина. Ее сообщение было посвящено актуализации ФГОС СПО. Татьяна Владимировна подробно проанализировала структуру новых ФГОС в сравнении со старыми. Наиболее значительным отличием, по словам Т. В. Золиной, является увеличение нагрузки профильного цикла. Практикоориентированность выразилась и в том, что теперь как минимум 25% всего педсостава должны быть реальными производственниками (т. е. внешними совместителями).

Татьяна Владимировна также коснулась проблем внедрения ФГОС СПО, среди которых, в частности, стирание грани между ГИА по профессии и специальности, отсутствие единой методики оценки материалов и т. д.

Тему подхватила директор колледжа жилищно-коммунального хозяйства АГАСУ Е. Ю. Ибатуллина, которая поделилась опытом участия своих студентов в чемпионатах WorldSkills. Подчеркнув важность движения для молодых людей, Елена Юрьевна не преминула сказать и о сложностях, главной из которых является несогласованность требований WorldSkills, ФГОС и профстандарта.

Другую немаловажную проблему сформулировала, включившись в обсуждение, О. Н. Тартаковская – пассивность работодателей.

В продолжение разговора о проблемах и рисках выступил директор профессионального училища АГАСУ А. Е. Калиниченко, чей доклад был посвящен внедрению ФГОС СПО по топ-50. По словам Андрея Евгеньевича, главное его опасение заключается в том, что само создание топ-50 приведет к отказу от других профессий. Лицензирование каждой новой профессии из списка сопряжено со многими бюрократическими трудностями. К тому же новые ФГОС предъявляют повышенные требования к кадровому обеспечению, выполнить которые не всегда возможно.

Все выступления вызвали живой интерес, о чем свидетельствовали многочисленные вопросы аудитории. Круглый стол завершился на позитивной ноте: собравшиеся признали необходимость участия в чемпионатах WorldSkills и договорились приложить все усилия для вовлечения в них работодателей. Роль последних необходимо увеличивать и при переходе на актуализированные ФГОС СПО и разработке образовательных программ, в том числе по топ-50 и топ-регион.

Издательский сектор