В рамках IV регионального фестиваля студенческой науки в Астраханском государственном архитектурно-строительном университете открылась детская научная школа «Кулибин». Приветствуя школьников, и. о. ректора АГАСУ Татьяна Золина рассказала о многолетнем опыте нашего вуза в области организации и проведения научных школ. Татьяна Владимировна также подчеркнула, что «Кулибин» для университета, прежде всего, профориентационное мероприятие. «Сегодня вы сами увидите, что в АГАСУ можно не только учиться, но и заниматься наукой, причем и то, и другое увлекательно и интересно, – заметила и. о. ректора. – Возможно, кто-то из вас именно сегодня сделает свой выбор в пользу нашего университета».

Проректор по научной работе и международной деятельности Людмила Боронина рассказала об истории школы «Кулибин», которая изначально существовала в формате пришкольной площадки, а затем стала популярна и востребована школами города и области в период каникул. «Мы хотим, чтобы ваш отдых был интересным и полезным, – сказала Людмила Владимировна. – У нас можно заниматься наукой играючи, творя и даже вытворяя. Здесь вас не будут учить – вы будете учиться сами».

Затем настала очередь перейти от слов к делу. Для юных кулибиных день был очень насыщенный: в общей сложности они посетили больше десяти научных станций, на каждой из которых их ждали увлекательные опыты и много новых полезных знаний.

Так, на площадке «Водный круговорот» школьники получили элементарные представления о таком важном показателе воды, как pH (щелочность). Как известно, от уровня pH потребляемой воды зависит здоровье и жизнь человека. Ребятам предложили самостоятельно измерить рН воды и провести анализ среды с преобладающими ионами, а также определить, допустимо ли сбрасывать такую воду в общую канализационную сеть без предварительной очистки.

Теме очистки воды частично была посвящена и другая станция – «Занимательная биология». Здесь ребятам рассказали о биотестировании – определении токсичности воды при помощи жизнедеятельности в ней креветок, дафний и т. д. Школьники увидели портативную лабораторию, познакомились с геодезическим оборудованием и даже смогли провести простейшие измерения.

На станции «Занимательная химия» будущим ученым предстоял экскурс в первую студенческую лабораторную работу по химии, посвященную комплексным соединениям. Сравнив две соли железа, они опытным путем пришли к выводу, что комплексные соли намного устойчивее. В заключение ребят ждал настоящий хоррор: им предложили… пожертвовать ради науки собственной кровью! На самом деле, конечно, на здоровье и тем более жизнь школьников никто не покушался: обработав кожу смельчака одной солью и нанеся на нож другую, преподаватель показал их реакцию, дающую кроваво-красный цвет.

«Музей архитектуры» встретил гостей необычными экспонатами – деталями с фасадов деревянных домов, которые в дальнейшем будут снесены. Как известно, старая Астрахань – преимущественно деревянная, но с каждым днем деревянных построек становится все меньше. Вопросом сохранения деревянной архитектуры нашего города озаботились студенты архитектурного факультета АГАСУ. Так родилась идея создания на базе вуза музея деревянной архитектуры. Рассмотрев экспонаты, школьники приступили к сбору пазлов. Итогом работы стало изображение одного из экспонатов музея – оконного проема, который в силу размеров в аудитории, конечно, представлен не был.

Станция «Мир профессий» дала возможность узнать об атласе новых профессий и сыграть в настольную игру. Ребятам было предложено распределить на две колонки карточки с устаревшими и новейшими профессиями. А после успешного распределения каждому из них нужно было выбрать необходимые компетенции для одного из новых профессиональных направлений.

На станции «Финансовая грамотность» старшеклассники узнали, как правильно формировать и распределять свой личный, ограниченный в силу возраста, бюджет. Юным кулибинам дали несколько практических советов по накоплению денежных средств, а также посоветовали развивать свои личностные компетенции, необходимые для современных специалистов.

Станция «Пожарная команда» позволила ребятам окунуться в мир пожарных. Участникам школы «Кулибин» рассказали об особенностях этой профессии, о последовательности действий при чрезвычайной ситуации, а также предложили примерить настоящую форму огнеборца.

Для тех, кому интересны современные информационные технологии, работала станция «IT-технологии». На этой станции ребята узнали, что такое программирование, и познакомились с языком программирования «Python», который в России шуточно называют питоном. После этого каждый школьник смог создать свою первую программу на специализированной платформе.

Для юных физиков работала станция «Мир физики», на которой ребятам показали различное оборудование и даже дали опробовать его в действии. Лазерная рулетка, прибор, определяющий влажность на строительных объектах, термометр для измерения температур на различной высоте, тепловизор – все эти приборы каждый школьник смог взять в руки и лично понять принцип работы.

Заключительной этапом для юных кулибиных стала станция «Я строитель», на которой ребятам рассказали о специальности «Эксперт в строительстве». Там они узнали о спутниковой системе «Глонасс» и о различных технологиях, разработанных студентами университета. У каждого школьника была возможность увидеть в действии люминофор – вещество, которое при поглощении энергии может преобразовывать его в световое излучение.

По итогам успешного прохождения всех научных станций ребятам рассказали о профориентационных занятиях, проводимых университетом, а также вручили памятные дипломы.

Издательский отдел