Инженерно-строительный вестник Прикаспия

Научно-технический журнал АГАСУ

Строительство. Инженерные изыскания и обследование зданий

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ НА БЕТОННЫХ (ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ) ОСНОВАНИЯХ В АТМОСФЕРНЫХ УСЛОВИЯХ

Т. В. Кирбятьева, Л. П. Кортовенко, И. Е. Мордвинова

Астраханский инженерно-строительный институт,
ООО «Газпром Добыча Астрахань»

Для оценки качества атмосферостойких лакокрасочных покрытий (ЛКП) на бетонных основаниях разработана методика, позволяющая, используя доступную приборную базу, производить оценку состояния и изменения защитных свойств покрытий в процессе эксплуатации в атмосферных условиях. Основными факторами, приводящими к разрушению ЛКП в указанных условиях, является солнечная радиация, влага (в виде дождя, снега, росы, повышенной относительной влажности), воздействие отрицательных и знакопеременных температур. В результате их влияния происходит изменение таких параметров покрытий, как толщина (например, увеличение толщины вследствие набухания покрытия из-за влияния влаги), адгезионное соединение ЛКП с подложкой, твердость покрытия. Наблюдается ухудшение внешнего вида и защитных свойств покрытий. Температурное воздействие увеличивает внутренние напряжения в ЛКП, приводящие к нарушению целостности покрытий в виде растрескивания и отслаиваний. Проникновение влаги под покрытие приводит к образованию на поверхности ЛКП пузырей. Описанные выше процессы и приведенные факторы определили совокупность ключевых показателей, мониторинг которых позволит отслеживать изменения, происходящие с покрытиями в процессе их эксплуатации в атмосферных условиях. Представленный в работе оптимальный комплекс методов для определения этих показателей, а также методичность и доступность изложения делают разработанную методику практическим руководством при проведении исследований по оценке состояния и защитных свойств лакокрасочных покрытий, эксплуатирующихся на бетонных (железобетонных) основаниях в атмосферных условиях.

Ключевые слова: лакокрасочные покрытия, бетонные основания, атмосферные условия, испытания ЛКП, адгезия, твердость, толщина, декоративные свойства, защитные свойства.

Полный текст статьи

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОБАВОК-ПЛАСТИФИКАТОРОВ В РАСТВОРАХ ДЛЯ ИНЪЕЦИРОВАНИЯ СЛАБЫХ ГРУНТОВ ПОД НИЖНИМ КОНЦОМ СВАИ

Н. В. Купчикова

Астраханский инженерно-строительный институт

Выполнен анализ существующих технологий закрепления слабых грунтов, который показал, что наряду с традиционным способом цементации в настоящее время в состав раствора вводят различного рода химические добавки: поверхностно-активные, которые разделяют на гидрофилизующие, гидрофобно-пластифицирующие и воздухововлекающие; современные пластификаторы, ускорители твердения и уплотнения грунта. Проведены лабораторные исследования по применению ряда добавок в маловязкие растворы для нагнетания под нижним концом сваи: суперпластификатор С-3, Sodium formate, БЕНОТЕХ, пластификаторы «Линамикс», «АрмМикс», «Майти 100» и др. Выполнен сравнительный численный анализ загружения базовой модели сваи и сваи с концевым уширением, образованным цементацией грунта с добавкой С-3, на одновременное действие горизонтальных и вертикальных нагрузок.

Ключевые слова: цементация, силикатизация, битумизация, маловязкие растворы, добавки-пластификаторы, прочность закрепленного грунта, добавки-пластификаторы в маловязкие растворы, осадка сваи.

Полный текст статьи

ОЦЕНКА ВИБРАЦИЙ ТОННЕЛЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ СОСРЕДОТОЧЕННЫХ СИЛ

Е. Н. Курбацкий, Нгуен Чонг Там

Московский государственный университет путей сообщения

В статье для оценки влияния скорости движения подвижной нагрузки в тоннели на уровни создаваемых вибраций рассмотрена модель балки Эйлера – Бернулли на вязко-упругом основании, подвергаемой воздействию подвижной нагрузки. С использованием полученной методики расчета определены прогибы, скорости и ускорения тоннельной обделки типового перегонного тоннеля при движении четырех вагонов типа № 81-740/741 с максимальной статической нагрузкой брутто колесной пары на рельсы. Анализ полученных результатов показал, что скорости движения поездов значительно влияют на уровни вибраций тоннеля, и в СП 23-105-2004 влияние скоростей движения поездов на уровни создаваемых ими вибраций не учитывается, что является недопустимым.

Ключевые слова: модель балки Эйлера – Бернулли на вязко-упругом основании, воздействие подвижной нагрузки, прогибы, скорости и ускорения тоннельной обделки типового перегонного тоннеля, влияние скоростей движения поездов на уровни создаваемых ими вибраций.

Полный текст статьи

КОЛЕБАНИЯ БАЛКИ НА СТОХАСТИЧЕСКОМ ОСНОВАНИИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ПОДВИЖНОЙ НАГРУЗКИ

В. А. Пшеничкина, Н. А. Шапошников

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет,
ЗАО «Славинвест» (г. Москва)

Предложен упрощенный подход к решению задачи о колебаниях балки конечной длины и жесткости, лежащей на линейно деформируемом стохастическом полупространстве, под действием сосредоточенной нагрузки, движущейся с постоянной скоростью. Использование понятия базового решения и эквивалентной нагрузки приводит стохастически нелинейную задачу расчета конструкции на статистически неоднородном основании к линейной со случайной нагрузкой в правой части дифференциального уравнения. В качестве базового решения предложено решение задачи о колебаниях штампа на упругом основании. Найдены аппроксимирующие функции для эквивалентной нагрузки, моделирующей распределительную способность грунтового основания. В общем случае эти функции могут быть использованы для моделирования поверхности деформирования, вызванной неоднородными деформациями любой природы, в том числе связанными со структурными изменениями грунта.

Ключевые слова: стохастическое основание, вероятностный расчет, стохастически нелинейные задачи, линейно деформируемое полупространство винклерово основание.

Полный текст статьи

ТЕХНОЛОГИЯ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ЦЕМЕНТНЫХ БЕТОНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

А. В. Тухарели, Т. К. Акчурин

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Рассмотрена возможность использования техногенного органического сырья в технологии цементных бетонов в качестве минеральной добавки. Показано, что введение полимерных добавок не только обеспечивает ресурсосбережение и снижает экологическую нагрузку на окружающую среду, но и является одним из наиболее универсальных способов повышения долговечности цементных композитов.

Ключевые слова: цементные бетоны, модифицирующие добавки, органическое техногенное сырье.

Полный текст статьи