Строительство. Инженерные изыскания и обследование зданий
МЕТОДИКА ДЕФОРМАЦИОННОГО РАСЧЕТА СВАЙ С КОНЦЕВЫМИ УШИРЕНИЯМИ В ТЕОРИИ ФООРМООБРАЗОВАНИЯ УСИЛИВАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Н. В. Купчикова
Астраханский инженерно-строительный институт
В статье сформулированы основные аспекты теории формообразования концевых уширений свай, полученных в результате различных технологий. Изложена методика деформационного расчета свай с концевыми уширениями для сферической и цилиндрической формы в поперечном сечении на вертикальную нагрузку. Результаты расчета по предлагаемой методике и натурных экспериментальных исследований показали близкие значения, причем отклонение графика «нагрузка-деформация» показало несущественное отличие от линейного на широком диапазоне деформирования для различных форм уширений. В результате исследований с помощью изолиний определено, что изменение характера деформаций грунтового основания при увеличении нагружения вокруг сферических и цилиндрических концевых уширений зоны плотности грунта изменяется практически одинаково и не превышает двух диаметров сваи от ее граней в боковые стороны и трех диаметров сваи под нижним концом в грунтах нормальной влажности. Значения радиуса зоны уплотнения грунта, определенные по показателям плотности в шурфах основания, полученным экспериментально, подтверждаются теоретически.
Ключевые слова: свая, формообразование концевого уширения, метод определения осадки, зона уплотнения грунта, окологрунтовое пространство вокруг концевого уширения.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ КАРКАСА ПРОМЫШЛЕННОГО ЗДАНИЯ С КРАНОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ЕГО ОСТАТОЧНОГО ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РЕСУРСА
Т. В. Золина, Ш. А. Фейтуллаев
Астраханский инженерно-строительный институт
Для объективной оценки остаточного эксплуатационного ресурса промышленного здания необходим постоянный мониторинг технического состояния несущих конструкций его каркаса, так как с течением времени в нем накапливаются дефекты и повреждения несущих конструкций, их узловых сопряжений и кранового оборудования. Одной из причин этого является тот факт, что при проектировании каркасов не учитываются боковые силы, возникающие при движении мостового крана с перекосом, величина которых значительно превосходит горизонтальные силы от торможения крановых тележек.
В работе приведены результаты экспериментальных исследований и теоретических расчетов облегченных каркасов промышленных зданий с мостовыми кранами небольшой грузоподъемности на различные крановые нагрузки с учетом их динамического характера, при этом доказывается актуальность учета боковых сил при расчете каркасов, что позволит запроектировать последние более надежно, гарантируя при этом их долговечность и безопасную эксплуатацию.
Ключевые слова: одноэтажное промышленное здание, мониторинг технического состояния несущих конструкций, динамические крановые нагрузки, остаточный эксплуатационный ресурс, надежность, долговечность, безопасная эксплуатация.