Перспективы развития строительного комплекса

материалы ежегодной международной научно-практической конференции

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ

Е. А. Коледа

Гродненский государственный университет им. Я. Купалы (Беларусь)

В статье рассмотрены аспекты подготовки инженера-строителя в Гродненском государственном университете. Отмечено, что подготовка осуществляется недавно, но успешно. Указаны проблемы, связанные с изучением студентами технологических дисциплин. Установлена необходимость в пересмотре системы нормирования в Республике Беларусь, так как в настоящее время на рынке строительных услуг используется техника и материалы, применение которых не нашло своего отражения в национальных белорусских стандартах. Рассмотрены и проанализированы строительные машины, находящиеся на балансе строительных организаций города Гродно. Выполнена попытка нормирования механизированных строительно-монтажных работ с использованием строительной техники города Гродно и доказано, что во многих случаях невозможно определить норму времени. В Беларуси сохранилась система нормирования затрат труда, и эта система является обязательной. Нормирование труда студентам необходимо при изучении ряда дисциплин и при выполнении дипломного проектирования. Следовательно, для качественной подготовки инженеров-строителей необходимо решение проблемы нормирования труда. Исходя из анализа литературных источников, известно, что проблема подобного характера существует практически во всех странах бывшего Советского Союза, а значит, она актуальна и в других странах.

Ключевые слова: образование, инженер-строитель, нормирование, нормы времени, документация, организация, проблемы, строительная техника, производство работ, мощность.

Полный текст статьи

КАК ЧИТАТЬ ТЕКСТ: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

М. А. Симоненко

Астраханский инженерно-строительный институт (Россия)

В статье текст рассматривается с позиции семиотики и психолингвистики. В широком понимании текстом считается любое знаковое произведение, вербальное и невербальное; психолингвистический подход акцентирует внимание на процессах восприятия и интерпретации текстов. Смысловое восприятие текста подразумевает построение проекции текста с опорой на поверхностную структуру самого текста и глубинную структуру знаний, опыта, эмоциональных переживаний интерпретатора текста. Прогнозирование содержания текста по опорным элементам и способность к компрессии текста можно отнести к необходимым навыкам, обеспечивающим смысловое восприятие текста. Заголовок играет важную роль при формировании первичной проекции текста, поскольку он в сжатом виде отражает основную мысль текста; ключевые слова составляют смысловой каркас текста. Одной из важных психологических характеристик текста является целостность, предполагающая смысловое единство, которое может быть осмыслено реципиентом текста. Одним из показателей целостности является возможность компрессии текста. Предлагаемые в статье техники работы с вербальным текстом призваны облегчить его смысловое восприятие. Автором проводятся экспериментальные исследования восприятия и осмысления текстов разной природы – вербальных, пространственных текстов архитектуры, текстослов (астионимов).

Ключевые слова: текст, семиотика, психолингвистика, смысловое восприятие текста, проекция текста, цельность, компрессия текста, заголовок, ключевые слова, интерпретация текста.

Полный текст статьи

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Н. Л. Бабичева

Школа-интернат № 8 ОАО «РЖД» (г. Астрахань, Россия)

Автор статьи на основе опыта преподавания и анализа современной литературы отмечает низкий уровень знания предмета математики современных школьников. В статье рассмотрены практические примеры, позволяющие выделить типичные недостатки преподавания данной дисциплины. На этой основе автором определены необходимые навыки учителя математики и ключевые компоненты, влияющие на качество преподавания математики в средней школе, среди которых объем и структура знания предмета, а также понимание особенности оперирования математическими знаниями.

Ключевые слова: преподавание математики, качество образования, навыки преподавания, учебная программа, математические знания.

Полный текст статьи

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Т. В. Чеснокова, М. В. Лосева

Ивановский государственный политехнический университет (Россия)

В настоящее время для развития системы образования, наряду с традиционными, необходимы другие методы контроля и оценки знаний учащихся, такие как тестирование. Несмотря на противоречивое отношение к тестированию, большинство педагогов допускает его применение в вузах при соблюдении следующих принципов: правильность форм; содержательно-педагогическая корректность заданий; логическая точность и непротиворечивость формулировок; необходимость эмпирической проверки статистических свойств заданий с целью выявления валидности.

Тестирование, как всякий метод, имеет свои достоинства и недостатки. Среди достоинств выделяют: объективность, демократичность, массовость, возможность быстрой проверки знаний по всему объему материала и количественной оценки результатов обучения. Среди недостатков особенно значимы: трудность подготовки и конструирования тестовых заданий, некоторая формализация обучения и невозможность составить корректные тестовые задания по всем дисциплинам.

При анализе содержания тестовых заданий по экологии был обнаружен ряд несоответствий содержания тестовых заданий и требований, предъявляемых к тестовым заданиям, что породило ряд трудностей при работе с ними. Несмотря на выявленные недостатки, тестирование, как метод оценки уровня знаний студентов по экологии может быть использован в вузах. При простоте и ясности формулировок заданий и ответов к ним, валидности, репрезентативности заданий следует ожидать положительного эффекта от использования тестирования как метода оценки и контроля знаний студентов по экологии. Огромную роль при этом будет играть взаимодействие педагогов-практиков со специалистами по разработке тестовых заданий.

Ключевые слова: результаты обучения, тестирование, методы контроля и оценки знаний, контрольно-измерительные материалы, принципы тестирования, валидность тестовых заданий, репрезентативность тестовых заданий, правильность форм заданий, содержательно-педагогическая корректность заданий.

Полный текст статьи

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

А. Б. Сергеева, Е. В. Барыкина

Лицей № 1 (г. Астрахань, Россия)

В статье рассматриваются перспективы использования коммуникативно-деятельностного подхода для повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: иностранный язык, обучение в школе, коммуникативно-деятельностный подход.

Полный текст статьи

МЕТОД ПОИСКА И ИНТЕГРАЦИИ РАЗНОРОДНЫХ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ЛОГИЧЕСКОГО ВЫВОДА НА ОНТОЛОГИИ

А. В. Аникин

Волгоградский государственный технический университет (Россия)

В работе предложен двухэтапный метод с использованием логического вывода на онтологии на основе семантических правил для поиска разнородных распределенных электронных образовательных ресурсов и их интеграции в персонифицированные электронные образовательные коллекции для использования в системах управления образовательным процессом. Разработаны алгоритмы и правила логического вывода на онтологиях для создания персонифицированных электронных образовательных коллекций (поиска целевых ресурсов, дополнения множества ресурсов, построения отношений между ресурсами, задающих рекомендуемый порядок их изучения) с использованием предложенных ранее моделей описания объектов и субъектов образовательного процесса. При этом аннотированный на онтологии профиль обучаемого используется в качестве поискового запроса. Разработана архитектура автоматизированной системы построения таких коллекций. Разработанные метод, алгоритмы и программно-информационный комплекс апробированы на примере создания персонифицированных образовательных коллекций для дисциплины «Основы программирования», изучаемой в рамках подготовки бакалавров по направлению «Программная инженерия» в ВолгГТУ. Предложенные алгоритмы, правила вывода на онтологиях и автоматизированная система позволяют повысить релевантность создаваемых образовательных коллекций, сократить время их создания, повысить эффективность использования открытых электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Ключевые слова: Semantic Web, онтологии, вывод на онтологиях, OWL-DL, LMS, ELearning, адаптивное обучение, дистанционное обучение, поиск образовательных ресурсов, управление образовательным процессом.

Полный текст статьи