МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. И. Носков, Н. И. Глухов, Т. К. Кириллова, Е. С. Попов
Носков Сергей Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры информационных систем и защиты информации, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация, тел.: +7 914-902-24-94; e-mail: sergey.noskov.57@mail.ru;
Глухов Николай Иванович, кандидат экономических наук, доценткафедры информационных систем и защиты информации, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация, тел.: +7-902-767-49-95; e-mail: gni1953@mail.ru;
Кириллова Татьяна Климентьевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационные системы и защита информации, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация, тел.: +7-950-126-33-22; e-mail: kirillova_tk@irgups.ru;
Попов Егор Сергеевич, магистрант, техник кафедры информационных систем и защиты информации, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация, тел.: +7-904-137-78-67; e-mail: eglir5732@mail.ru
В работе проведен краткий анализ публикаций по применению современных методов математического моделирования в сфере строительства автомобильных дорог. На основе комплексной обработки статистических данных за 2005–2020 гг. методами реализации конкурса моделей построена регрессионная модель динамики дорожного строительства в Российской Федерации, рассчитаны значения критериев адекватности – множественной детерминации, Фишера, согласованности поведения. Модель содержит в правой части, по-мимо линейных, одну мультипликативную составляющую. В качестве независимых переменных использованы валовый внутренний продукт, объем добычи нерудных строительных материалов, численность населения, объем инвестиций в дорожно-транспортную инфраструктуру. Рассчитаны относительные значения вкладов регрессоров, позволяющие установить степень их влияния на выходную переменную.
Ключевые слова: автодорожное строительство, регрессионная модель, конкурс моделей, критерии адекватности, мультипликативная компонента, значимость факторов. |
MATHEMATICAL MODEL OF THE DYNAMICS OF ROAD CONSTRUCTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
S. I. Noskov, N. I. Glukhov, T. K. Kirillova, E. S. Popov
Noskov Sergey Ivanovich, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Information Systems and Information Security, Irkutsk State University of Communications, Irkutsk, Russian Federation, phone: +7-914-902-24-94; e-mail: sergey.noskov.57@mail.ru;
Glukhov Nikolay Ivanovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Information Systems and Information Security, Irkutsk State University of Railways, Irkutsk, Russian Federation, phone: +7-902-767-49-95; e-mail: gni1953@mail.ru;
Kirillova Tatyana Klimentyevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Information Systems and Information Protection, Irkutsk State University of Communications, Irkutsk, Russian Federation, phone: +7-950-126-33-22; e-mail: kirillo-va_tk@irgups.ru;
Popov YegorSergeyevich, graduate student, Technician of the Department of Information Systems and Information Security, Irkutsk State University of Communications, Irkutsk, Russian Federation, phone: +7-904-137-78-67; e-mail: eglir5732@mail.ru
The paper provides a brief analysis of publications on the use of modern methods of mathematical modeling in the field of road construction. Based on the complex processing of statistical data for 2005–2020, a regression model of the dynamics of road construction in the Russian Federation was built using the methods of implementing a competition of models, the values of the adequacy criteria were calculated – multiple determination, Fisher, consistency of behavior. The model contains in its right part, in addition to linear ones, one multiplicative component. As independent variables in the model, the following were used: gross domestic product, volume of production of non-metallic building materials, population, volume of investments in road transport infrastructure. The relative valuesof the contributions of the regressors are calculated, which make it possible to establish the degree of their influence on the output variable.
Keywords: road construction, regression model, competition of models, adequacy criteria, multiplicative component, significance of factors. |