«ЗЕЛЕНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО» КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Н. И. Бондарева
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
Развитие интереса к формированию представлений об архитектурном теоретическом наследии является одним из факторов в становлении профессиональных компетенций студентов архитектурных специальностей. Профессиональные компетенции здесь рассматриваются в качестве способности студентами применять свои знания, умения и навыки в ходе практической деятельности и решения определенных теоретических задач. Процесс изучения теоретического архитектурного наследия требует особого педагогического подхода, связанного с одной стороны со сложностью выбора того или иного научного труда, а с другой – с ограниченностью времени у студентов архитектурных специальностей для самостоятельного или аудиторного изучения такого рода научных работ. Эта проблема определяет актуальность поиска активизирующих методик и приемов, которые могут стать одним из направлений в работе преподавательского состава кафедр или отдельных педагогов. В первую очередь следует определить, какие из многочисленных научных архитектурных трудов могут войти в круг изучаемого списка. С нашей точки зрения, следует обращаться к знакомству с научными работами самых известных архитекторов-практиков, внесших большой вклад не только в мировую архитектуру, но и в человеческую культуру в целом. Сделав краткий обзор, мы пришли к выводу, что одними из самых ценных и полезных для студентов архитектурных специальностей работ, вошедших в золотой фонд архитектурной теоретической мысли, принадлежат таким мастерам как Марк Витрувий, Леон Батиста Альберти, Андреа Палладио, Клод Перро, Вальтер Гроппиус, Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойт Райт, Оскар Нимейер. Их творческий архитектурный метод, результаты практической и теоретической деятельности смогут стать примером для личностного развития и профессионального становления студентов.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, студенты архитектурных специальностей, изучение теоретического архитектурного наследия, поиск педагогических путей и подходов. |
The development of interest in the formation of ideas about the architectural theoretical heritage is one of the factors in the development of professional competencies of students of architectural specialties. Professional competence is regarded as the ability of students to apply their knowledge and skills in the practice and decisions of certain theoretical problems. The process of studying the theoretical architectural heritage requires a special pedagogical approach, associated with one hand with the complexity of the choice of a scientific work, but on the other – with the time constraints of the students of architectural specialties for independent or classroom study of this kind of scientific papers. This issue determines the rele-vance of search methods and activating techniques which may be one of the areas of the faculty of the department or individual teachers. First, we should determine which of the many scientific architectural works can enter the circle studied the list. From our point of view, should refer to the familiarity with the scientific works of the most famous architects of practitioners who have made a great contribution not only to the world architecture, but also in human culture as a whole. Taking an overview, we came to the conclusion that one of the most valuable and useful for students of architectural specialties of works included in the golden fund of the architectural theoretical thought to belong to such masters as Mark Vitruvius, Leon Battista Alberti, Andrea Palladio, Claude Perrault, Walter Groppius, Le Corbusier, Frank Lloyt Wright, Oscar Niemeyer. Their creative architectural method of practical and theoretical work can be a model for personal growth and professional development of students.
Keywords: professional competence of students of architectural specialties, theoretical study of the architectural heritage, the search for ways and pedagogical approaches. |
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Е. И. Барышева
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
В статье рассмотрены виды интерактивных элементов, используемых для достижения адаптивности и интерактивности архитектуры. Рассмотрены технологии, создающие интерактивное пространство на уровне, как всего здания, так и окружающей его среды. Применение интерактивных элементов во внутреннем и внешнем пространстве общественных зданий позволяет создавать гибкую интерактивную среду, с которой можно осуществлять взаимодействие на различных уровнях. Посредством этого взаимодействия адаптивная архитектура создает условия для социального развития и общения. В результате можно выявить различные варианты применения интерактивных элементов, где взаимодействие происходит в разных плоскостях: взаимодействие пространства и человека; людей посредством пространства; архитектурного объекта и окружающей среды посредством человека.
Ключевые слова: интерактивное пространство, общественные здания, интерактивные системы, медиафасад, сенсорная поверхность, milti-tuch-поверхность, механический фасад. |
The article describes the types of interactive elements that are used to achieve adaptability and interactive architecture. The technology of creating an interactive space at the level of how the building and its environment. The use of interactive elements in the interior and exterior spaces of public buildings allows you to create a flexible interactive environment with which you can interact at various levels. Through this interaction, adaptive architecture creates the conditions for social development and communication. As a result, one can detect different applications of interactive elements, wherein the reaction takes place in different planes: and human interaction space; people through space; architectural object and the environment by humans.
Keywords: professional interactive space, public buildings, interactive systems, media facade, touch surface, milti-tuch the surface, mechanical facade. |
ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА В Р-НЕ ХОРОШЕВО-МНЕВНИКИ, МОСКВА
С. П. Кудрявцева, Н. С. Долотказина
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
Сегодня в мире строятся самые разнообразные здания образовательных учреждений, где апробируются новые педагогические методики, внедряются экологические и инновационные решения, так как вложение инвестиций в человеческий ресурс считается наиболее перспективным. Основной задачей этих объектов является создание комфортных условий для гармоничного вхождения ребенка в социум и успешной адаптации в нем. Детские образовательные учреждения нового поколения имеют в своем арсенале целый ряд функциональных помещений (различные мастерские, театральные студии и т. д.), в которых дети могут развиваться и выявлять свои таланты. В этих объектах дети получают и развивают такие навыки как любознательность, креативность и коммуникабельность. В последнее время стала на качественно новую ступень развития организация начальных школ, объединенных с детскими яслями-садами и досуговыми центрами. На современном этапе при сокращении проектирования типовых зданий необходимо учитывать региональные природно-климатические, национальные и демографические особенности, специфику социальных потребностей населения. В основу проектов детских образовательных учреждений заложено многообразие новых методик, программ и различных форм работы, связанных с современными требованиями в образовании.
Ключевые слова: детские образовательные учреждения, педагогические методики, образовательный центр в р-не Хорошево-Мневники, Москва. |
In the world today are built in a variety of building educational institutions, where experimenting with new teaching methods, introducing environmental and innovative solutions, as investment in human resource is considered to be the most promising. The main objective of these facilities is the creation of favorable conditions for harmonious entry of the child into society and successful adaptation to it. Educational institutions for children of the new generation have in their arsenal a number of functional facilities (various workshops, theatre workshops, etc.) in which children can develop and identify their talents. In these objects the children receive and develop such skills as curiosity, creativity, and sociability. In recent times it has become a qualitatively new stage of development of the organization of primary schools, combined with children’s nursery-gardens and leisure centers. At the present stage while reducing the typical design of buildings must take into account regional climatic, ethnic and demographic characteristics, the specifics of the social needs of the population. The basis of the project children’s educational institutions laid a variety of new techniques, programmers and various forms of work related to modern requirements in education.
Keywords: children’s educational institutions, educational methods, educational in center the district Khoroshevo-Mnevniki, Moscow. |
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВАНИЙ НА ЗАСОЛЕННЫХ ГРУНТАХ
Ю. Г. Кожевникова, А. С. Баркова, А. А. Вопилова
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
Изучение засоленности грунтов оснований, характерных для территории Астраханской области на данном историческом этапе фактически не выполняется. Инженерно-геологические исследования производятся исключительно для проектирования реального объекта в соответствии с техническим заданием и программой изысканий. При оценке результатов изысканий отсутствуют указания на фактическую степень засоленности грунтов, хотя для рассматриваемой территории данный показатель является немаловажным с точки зрения возможности проявления суффозионно-просадочных явлений при незначительном замачивании засоленных грунтов, т. к. деформации просадки в засоленных грунтах могут послужить резкому ухудшению условий эксплуатации зданий и сооружений.
Ключевые слова: грунтовые основания, степень засоления грунтовых оснований, оценка просадочности, относительная деформация. |
The study of salinity ground base, typical of the Astrakhan region at this point in history is not actually happening. Geotechnical studies are performed solely for the design of a real object in accordance the terms of reference and the program of studies. In assessing the survey results do not indicate the actual degree of salinity of soils, although under consideration the area this indicator is important from the point of view of the possibility of suffosion-subsidence phenomena with little soaking saline soils. Deformation subsidence in saline soils can serve as a dramatic deterioration in conditions of buildings and structures.
Keywords: ground base, the salinity of the ground bases, the evaluation of the subsidence, relative deformation. |
ЭСТЕТИКА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
К. А. Прошунина
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
Жилая среда призвана создавать пространственную организацию, удовлетворяющую современным функциональным запросам социума, и обладать высокими эстетическими достоинствами, благотворно влияющими на человека, пребывающего в ней. «Проблема эстетического уровня индустриального жилища приобрела особую актуальность в связи с тем, что значительный рост объемов строительства заметно усилил градостроительное значение жилой застройки, что повлияло на облик многих городов нашей страны» [4, c. 206]. Итогом массовых строений индустриального жилья стало отсутствие архитектурной эстетики жилой среды, формирующей образ городского пространства в целом. Возникла проблема однотипности и монотонности существующей застройки по серийным типовым проектам жилой многоэтажной архитектуры, лишенной архитектурно-художественной эстетической индивидуализации индустриальных жилищных строений. «Выбор средств решения эстетических задач и конечный успех повышения художественного уровня массовой жилой архитектуры во многом зависят от материально-технической базы и условий строительства и определяются их комплексным воздействием» [4, c. 14]. В статье предполагается наметить факторы, улучшающие выразительность эстетического восприятия пространства в условиях масштабной архитектуры жилья, а также, учитывая новые эффективные технологии возведения жилого индустриального строительства, сформировать взгляды по повышению эстетического уровня в решении образности массовой индустриальной архитектуры жилых зданий.
Ключевые слова: эстетика, индустриальное жилищное строительство, городское пространство, выразительность, образность, экология, гармонизация, масштабность, окружающая среда, архитектура. |
Living Environment is designed to create a spatial organization that meets the demands of modern and functional society, and have high aesthetic qualities that are beneficial for human dwelling in it. The problem of the aesthetic level of industrial dwellings acquired special importance due to the fact that a significant increase in the volume of construction significantly increased the value of urban residential development that affect the appearance of many cities of our country. The result of massive buildings of the industrial property is the lack of architectural aesthetics of the living environment, forming the image of the urban space as a whole. There is a problem of uniformity and monotony of the existing buildings on the serial standard designs multistorey residential architecture, devoid of architectural and artistic aesthetic individualization of industrial buildings housing. The choice of means of solving aesthetic problems and the ultimate success of raising the artistic level of the mass residential architecture is largely dependent on the material and tech-nical base and building conditions and are determined by their complex effects. This article is supposed to identify the factors that enhance the expressiveness of the aesthetic perception of space in a large-scale housing architecture, as well as taking into account new and effective technology of erection of dwelling industrial construction, create views to improve the aesthetic level in dealing with the imagery of mass industrial architecture of residential buildings.
Keywords: aesthetics, industrial housing, urban space, expressiveness, imagery, environment, harmonization, scale, environment, architecture. |
О ФРАКТАЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ В АРХИТЕКТУРЕ г. АСТРАХАНИ
С. А. Раздрогина
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
Фрактальные алгоритмы в природе и творчестве человека открыл Бенуа Мандельброт. Использование фрактальных образов в архитектуре началось лишь в конце XX в., с появлением книг Мандельброта. В статье рассмотрены некоторые здания города Астрахани в сопоставлении с фрактальными моделями. В качестве прототипов использованы такие графические фракталы, как: 1) элементы самоподобия выявлены на фасадах жилых домов астраханских купцов; 2) алгоритм Серпинского, или «салфетка» Серпинского – является прообразом культовых сооружений, вытянутых по вертикали; 3) спиральный алгоритм – широко используется в неживой и живой природе, декор в виде раскручивающихся спиралей воплощен в главах храма Федоровской иконы Божьей матери; 4) «губка» Менгера – прототипом являются прямоугольные панельные здания и параллелепипеды внутренних помещений. Архитектурные формы более регулярны, чем природные, и сочетают малое количество повторов.
Ключевые слова: фрактальность, формообразование, «салфетка» Серпинского, самоподобие, архитектурные формы, спиральный алгоритм, протофракталы, фрактальная модель, повторы, «губка» Менгера. |
Fractal algorithms in nature and human creativity was opened by Benoit Mandelbrot. The Use of fractal images in architecture began only in the late XX century, with the advent of Mandelbrot’s books. The article considers some of the buildings of the city of Astrakhan in comparison with fractal models. As prototypes, used such graphic fractals as: 1) the elements of self-similarity identified on the facades of residential buildings in Astrakhan merchants; 2) algorithm for the Sierpinski or «napkin» Sierpinski – is a type of cult constructions, elongated vertically; 3) spiral algorithm – widely used in non-living and living nature, the decor in the form of unwinding spirals embodied in the heads of the Church of the Fedorov mother of God icon; 4) «sponge» Menger – prototype are rectangular prefabricated buildings and parallelepipeds of the interior. Architectural forms are more regular than natural and combine a small number of iterations.
Keywords: fractality, shaping, «napkin» Sierpinski, self-similarity, architectural forms, algorithm, protractile, fractal model, repeat, «sponge» of Menger. |
НЕКОТОРЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Б. Л. Илюхин
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
В статье рассматривается ряд научно-теоретических вопросов, связанных с закономерностями формирования архитектуры сельского поселения, его выразительности. Исследование базируется на анализе специфических условий и факторов сельской застройки, которые оказывают прямое или косвенное влияние на ее архитектуру.
Ключевые слова: структурно-функциональные связи, силуэт застройки, архитектурная композиция, архитектурный масштаб, сельская застройка. |
This article discusses a number of scientific and theoretical issues related to the laws of the formation of the rural settlement of architecture, its expressiveness. The study is based on an analysis of the specific conditions and factors of rural development, which have a direct or indirect influence on its architecture.
Keywords: structural and functional connections, silhouette building, architectural composition, architectural scale rural development. |