ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
О. А. Астафурова, Н. В. Лопухов, Н. А. Сальникова
Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
В работе сделан акцент на необходимости использования систем моделирования в образовательном процессе при подготовке менеджеров и специалистов государственного и муниципального управления.
Ключевые слова: моделирование, имитационное моделирование, информационные системы и технологии в образовании, обучающие тренажеры, лаборатория обучения, информационные системы в государственном и муниципальном управлении.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
И. В. Беседина
Астраханский инженерно-строительный институт
В статье рассматриваются результаты экспериментальных исследований развития творческих способностей студентов архитектурных специальностей.
Ключевые слова: творческие способности, архитекторы-дизайнеры, профессиональная деятельность, архитектурная подготовка.
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АРХИТЕКТОРА
Н. М. Качуровская
Астраханский инженерно-строительный институт
В статье предложена модель профессиональной культуры специалиста-архитектора, которая является итогом междисциплинарных исследований в области психологии и педагогики и позволяет рассматривать личностные характеристики специалиста через структуру профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная культура, личность, профессиональные компетенции, система ценностей, модель специалиста.
ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ПРОФЕССИЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
М. А. Семенова
Астраханский инженерно-строительный институт
В статье рассматриваются речевые ошибки, которые чаще всего встречаются в высказываниях, а также акцентируется внимание будущих профессионалов на их преодолении.
Ключевые слова: диалог, коммуникация, культура, лексика, норма, общение, портрет, профессионал, язык.
КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА: ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
М. А. Симоненко
Астраханский инженерно-строительный институт
Работа выполнена в рамках междисциплинарного подхода и охватывает тематику, традиционно рассматриваемую когнитивной психологией и лингвистикой. В статье рассматриваются этапы становления когнитивной лингвистики, связанные с формированием терминологического аппарата, определением предмета и объекта исследования. Выделяются разные научные направления в когнитивной лингвистике, и указываются проблемные вопросы, которые находились в фокусе внимания представителей того или иного направления. В частности, освещаются основные тезисы теории падежной грамматики и теории фреймовой семантики Ч. Филлмора, теории прототипов Э. Рош и теории концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Определяются основные тенденции развития когнитивной лингвистики на современном этапе. Подчеркивается, что в ходе развития когнитивной лингвистики происходит изменение взглядов на природу и сущность объекта исследования: на смену формальному определению «носитель языка» приходит более системное понятие «языковая личность».
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, языковая личность, категоризация, значение, прототип, концепт, концептуальная метафора, концептуальный аппарат.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБОБЩЕННОМУ МЕТОДУ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ
В. В. Соболева
Астраханский инженерно-строительный институт
В статье рассматривается один из возможных способов решения частной профессиональной задачи инженера-строителя – проектирование объектов профессиональной деятельности. Теоретической основой данной методики являются принцип профессиональной направленности и теория деятельности.
Ключевые слова: принцип профессиональной направленности, деятельностный подход, частная профессиональная задача, обобщенный метод, инженер-строитель, проектирование, объекты профессиональной деятельности.
ЭЛЕМЕНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КУРСЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
А. А. Старикова
Астраханский государственный медицинский университет
В статье приводится перечень некоторых видов самостоятельной работы при изучении фармацевтической химии студентами очного, включая иностранных граждан, и заочного отделения; проводится сравнение форм ее проведения для разных категорий обучающихся. Предложены методы организации самостоятельной деятельности иностранных студентов, направленные на устранение трудностей, связанных с языковым барьером, а также проецирование получаемых знаний в российском вузе к требованиям нормативной документации родного государства. Отмечена важность умения правильно организовывать самостоятельную деятельность при осуществлении научного поиска, лежащего в основе написания выпускной аттестационной работы по изучаемой дисциплине. Показана возможность использования теста как формы контроля знаний. Охарактеризована роль самостоятельной экспериментальной работы при воспитании будущего фармацевта-провизора.
Ключевые слова: элементы самостоятельной работы, виды самостоятельной деятельности, самостоятельное приобретение знаний, фармацевтическая химия.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КИНЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ
О. А. Хохлова, Е. В. Пономарева, А. В. Хохлов
Астраханский инженерно-строительный институт
В статье рассмотрены вопросы использования в курсе теоретической механики для строительных вузов компьютерных программ, предназначенных для расчета основных кинематических параметров и визуализации движения различных объектов исследования – материальных точек, твердых тел и их систем. Приведены примеры таких программ, описаны особенности технологий их создания.
Ключевые слова: теоретическая механика, кинематика, движение, анимированная модель, визуализация движения, компьютерная программа.