ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
N.B. ОТОЗВАНА/RETRACTED 14.07.2022, https://xn--80aai1dk.xn--p1ai/journal/isvp-retrakciya/
BMS ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕМ УНИВЕРСИТЕТАВ. В. Макаров, C. C. ГусевИнститут проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, г. Москва, РоссияУправление энергией часто сводится к задаче ее экономии. Однако управление энергопотреблением является более широкой концепцией. Оно включает планирование и управление операциями подразделений производства и потребления. Другими словами, управление энергией подразумевает под собой взаимосвязь между получением, распределением и использованием энергии для нужд человека с целью экономии средств и охраны окружающей среды. В связи с этим в июне 2011 года Международная организация по стандартизации выпустила стандарт ISO 50001: 2011 для систем управления энергией – требования и руководящие принципы. Стандарт предназначен для повышения энергоэффективности. Объектом исследования является энергетическая система университета, включающая административные и учебные корпуса, где размещены учебные аудитории и лаборатории, производственные помещения, мастерские. Ключевые слова: энергия, управление энергопотреблением, охрана окружающей среды, системы автоматического управления, энергоэффективность, алгоритм, управление зданием, расширенные функции, система управления энергией, экономический эффект. |
BMS FOR UNIVERSITY POWER SUPPLY CONTROLV. V. Makarov., S. S. GusevV. A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences, Moscow, RussiaEnergy control is often reduced to the task of saving energy. However, energy control is a broader concept. Energy control includes planning and managing the operations of production and consumption units. In other words, ener-gy control implies the relationship between the receipt, distribution and use of energy for human needs in order to save money and protect the environment. To this end, in June 2011, the International Organization for Standardiza-tion issued the ISO 50001: 2011 standard for energy control systems – requirements and guidelines. This standard is a model for an energy management system. The object of the research is the energy system of the university, in-cluding administrative and academic buildings, where classrooms and laboratories, production facilities, workshops are located. Keywords: energy, energy control, environmental protection, automatic control systems, energy efficiency, algorithm, building control, advanced functions, energy control system, economic effect. |
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧС И ПОЖАРЫТ. У. Есмагамбетов1, М. И. Шикульская2, О. М. Шикульская31Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, г. Караганда, Республика Казахстан;
|
INFORMATION AND ANALYTICAL MANAGEMANT SUPPORT SYSTEM OF EMERGENCY RESPONSE AND FIRET. U. Esmagambetov1, M. I. Shikulskaya2, O. M. Shikulskaya31Kazpotrebsoyuz Karaganda University of Economics, Karaganda, Rempublika Kazakhstan;
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕГОЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИН. А. Дубинина1, О. Ю. Мичурина1, О. В. Кудрявцева2, А. А. Кушнер11Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Россия;
|
THE MAIN DIRECTIONS OF INCREASING ENERGY EFFICIENCY AT THE ENTERPRISES OF THE OIL AND GAS INDUSTRYN. A. Dubinina1, O. Y. Michurina1, A.A. Kushner1, O.V. Kudryavtseva21Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia
|
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПО КРИТЕРИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИВ. В. Соболева, П. Н. СадчиковАстраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, РоссияВ статье представлена классификация современных образовательных технологий и обоснована необходимость вы-бора наиболее эффективной из них под каждую конкретную дисциплину учебного плана. Для этих целей выделены наиболее существенные показатели, позволяющие определить в количественном выражении эффект от ее применения. Разработана комплексная методика, основанная на проведении двухуровневой экспертной оценки и оценке качества знаний студентов. Алгоритмом предусмотрена проверка на согласованность мнений экспертов с использованием методов нечеткой логики. Построена математическая модель и спроектирована автоматизированная система оценки эффективности применения образовательных технологий. Реализация проекта предполагает получение итоговой оценки уровня освоения дисциплины и ее сравнения с результатами входного тестирования, на основе чего и определяется эффект от реализации предложенной образовательной технологии. Ключевые слова: образовательная технология, показатель эффективности, качество образования, экспертная оценка, автоматизированная система. |
LEARNING QUALITY MANAGEMENT MODEL ON THE CRITERION OF EFFICIENCY OF EDUCATIONAL TECHNOLOGYV. V. Soboleva, P. N. SadchikovAstrakhan State University of Architecture and Construction, Astrakhan, RussiaThe article presents the classification of modern educational technologies and substantiates the need to choose the most effective of them for each specific discipline of the curriculum. For these purposes, the most significant indicators are highlighted, which make it possible to determine in quantitative terms the effect of its application. A comprehensive methodology based on a two-level expert assessment and assessment of the quality of students’ knowledge has been developed. The algorithm provides for checking the consistency of expert opinions using fuzzy logic methods. A mathematical model has been built and an automated system for evaluating the effectiveness of the use of educational technologies has been designed. The implementation of the project involves obtaining a final assessment of the level of mastering the discipline and its comparison with the results of entrance testing, on the basis of which the effect of the implementation of the proposed educational technology is determined. Keywords: educational technology, performance indicator, quality of education, expert assessment, automated system. |
СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ УМНЫХ ГОРОДОВИ. Ю. Петрова1, Р. Р. Музафаров21Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Россия;
|
CENTRALIZED HEAT SUPPLY SYSTEMS FOR SMART CITIESI. Yu. Petrova1, R. R. Muzafarov21Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russia;
|
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙП. Н. Садчиков, В. В. СоболеваАстраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, РоссияВ статье представлены основные возможности программного комплекса, позволяющего произвести оценку каждой из образовательных технологий под обучение конкретной дисциплины, внедрить в учебный процесс наиболее эффективную из них и тем самым повысить качество подготовки студентов. Алгоритм оценки эффективности, реализованный в программе, строится на сравнительном анализе уровня знаний студентов по дисциплине до и после внедрения в учебный процесс выделенной образовательной технологии. Рассмотрены функции, обеспечивающие согласованность состава, структуры и способов организации данных в экспертной системе. Зафиксированы права доступа всех категорий пользователей. В статье приведена демонстрация результатов педагогического эксперимента по внедрению рекомендованной образовательной технологии на занятиях студентов специальности «Прикладная геодезия» по дисциплине физика, который показал целесообразность применения разработанной методики и автоматизации ее реализации. Ключевые слова: образовательная технология, показатель эффективности, экспертная оценка, программный комплекс, функции автоматизированной системы. |
AUTOMATED SYSTEM FOR EVALUATING THE EFFICIENCY OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIESP. N. Sadchikov, V. V. SobolevaAstrakhan State University of Architecture and Construction, Astrakhan, RussiaThe article presents the main capabilities of the software package, which makes it possible to assess each of the educational technologies for teaching a specific discipline, to introduce the most effective of them into the educational process and thereby improve the quality of student training. The algorithm for evaluating the effectiveness, implemented in the program, is based on a comparative analysis of the level of knowledge of students in the discipline before and after the introduction of the selected educational technology into the educational process. The functions that ensure consistency of the composition, structure and methods of organizing data in the expert system are considered. The access rights of all categories of users are fixed. The article presents a demonstration of the results of a pedagogical experiment on the implementation of the recommended educational technology in the classroom of students of the specialty «Applied Geodesy» in the discipline of physics, which showed the feasibility of using the de-veloped methodology and automating its implementation. Keywords: educational technology, performance indicator, expert evaluation, software complex, functions of automated system. |
МОДЕЛЬ WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»О. Д. Окладникова, С. В. ОкладниковаАстраханский государственный университет, г. Астрахань, РоссияС переходом вузов на эффективные контракты до настоящего времени в образовательных организациях актуальной остается задача по эффективному управлению кадровым потенциалом. Разработанные модели оценки результативности и эффективности работы преподавательского состава легли в основу критериальной оценки их деятельности. Основным документом, в котором определяется объем и содержание работы ППС является индивидуальный план работы. В статье авторы обосновывают актуальность задачи по автоматизации процесса формирования и согласования индивидуального плана работы преподавателя вуза, рассматривают функциональные особенности данного процесса и основные требования к информационной системе, описывают архитектуру и технологические преимущества ее реализации в виде клиент-серверного Web-приложения. Ключевые слова: индивидуальный план работы преподавателя, цифровая трансформация, бизнес-процесс, архитектура Web-приложения, USE CASE DIAGRAM UML, Angular, фреймворк. |
MODEL WEB-APPLICATION «INDIVIDUAL TEACHER WORK PLAN»O. D. Okladnikova, S. V. OkladnikovaAstrakhan State University, Astrakhan, RussiaWith the transition of universities to effective contracts, the task of effective human resource management remains relevant in educational organizations to date. The developed models for evaluating the effectiveness and efficiency of the teaching staff formed the basis for a criterion assessment of their activities. The main document that defines the scope and content of the work’s teaching staff is an individual work plan. In the article, the authors substantiate the relevance of the task’s automating the process of forming and approving an individual work plan of a university teacher, consider the functional features of this process and the basic re-quirements for an information system, describe the architecture and technological advantages for its implementation of a client-server Web application in the form. Keywords: individual teacher work plan, digital transformation, business process, Web application architecture, USE CASE DIAGRAM UML, Angular, framework. |
N.B. ОТОЗВАНА/RETRACTED 14.07.2022, https://xn--80aai1dk.xn--p1ai/journal/isvp-retrakciya/
ЧИСЛЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ОПТИМИЗАЦИИ ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ НАГРЕВА ДИСКАC. C. Гусев1, Е. Ф. Анисимов21Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, г. Москва, Россия;
|
NUMERICAL IMPLEMENTATION OF THE OPTIMIZATION METHOD FOR FINDING THE OPTIMAL CONTROL OF THE DISK HEATINGS. S. Gusev 1, E. F. Anisimov 21 V. A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia;
|
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАСТРОЙКИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ PYTHON В СРЕДЕ 3DS MAXВ. И. Жигулин, К. А. Шумилов, А. А. СеменовСанкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, РоссияВ данной работе представлены результаты разработки алгоритма создания и редактирования трехмерной графики в Autodesk 3ds Max с использованием возможностей высокоуровневого языка программирования Python. На основе полученных результатов появляется возможность моделировать различные варианты квартальной застройки, которые можно использовать как основу BIM-модели при решении задач обучения и проектирования. Распределяются парковые зоны, жилые комплексы и элементы инфраструктуры. По завершению работы алгоритма формируется карта области застройки и ее 3D-модель. В процессе генерации модели с помощью языка Python формируется текстовый документ, содержащий информацию обо всех объектах, что исключает необходимость сохранения самой 3D-модели при каждой случайной генерации. Предлагаемый алгоритм можно использовать для тестовых и учебных заданий, а также возможны различные модификации для использования алгоритма в реальных проектах. Ключевые слова: 3Ds MAX, Python, генерация застройки, алгоритм, градостроительство, проектирование, BIM. |
MODELING AN ARBITRARY BUILDING WITH PYTHON IN THE 3DS MAX ENVIRONMENTV. I. Zhigulin, K. A. Shumilov, A. A. SemenovSaint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, RussiaThis paper presents the results of the development of an algorithm for creating and editing three-dimensional graphics in Auto-desk 3ds Max using the capabilities of the high-level programming language Python. Based on the results obtained, it becomes pos-sible to simulate various options for quarterly development, which can be used as the basis of a BIM model when solving training and design problems. Park areas, residential complexes and infrastructure elements are distributed. Upon completion of the algorithm, a map of the building area and its 3D model are generated. In the process of generating a model using the Python language, a text document is generated containing information about all objects, which eliminates the need to save the 3D model itself with each random generation. The proposed algorithm can be used for test and educational tasks, and various modifications are also possible for using the algorithm in real projects. Keywords: 3Ds MAX, Python, building generation, algorithm, urban planning, design, BIM. |
ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ЗАДАЧАХ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙН. Г. Георгиев, К. А. Шумилов, А. А. СеменовСанкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, РоссияТехнологии информационного моделирования зданий (BIM) или построения цифровой информационной модели (ЦИМ) являются наиболее перспективным и востребованным направлением в современном проектировании и строительстве. В данной работе описываются созданные авторами алгоритмы визуального программирования в связках Dynamo – Revit и Grasshopper – Rhinoceros. С помощью предлагаемых алгоритмов возможно создавать строительные конструкции различной формы с вариативной настройкой исходных данных. В качестве примера реализации такого алгоритма создан скрипт, с помощью которого пользователь может моделировать башни различной формы и с различными исходными данными, такими как: тип геометрии основания, число этажей, длина стороны этажа или радиуса окружности (в зависимости от основания), высота этажа. Сгенерированные модели анализируются на надежность и прочность в вычислительном комплексе SCAD Office. Ключевые слова: BIM, визуальное программирование, скрипт, Revit, Dynamo, Rhinoceros, Grasshopper. |
VISUAL PROGRAMMING IN THE PROBLEMS OF MODELING BUILDING STRUCTURESN. G. Georgiev, K. A. Shumilov, A. A. SemenovSaint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, RussiaBuilding information modeling (BIM) or digital information model (CIM) technologies are already the most promising and de-manded direction in modern design and construction. This article describes the visual programming algorithms created by the authors in the Dynamo – Revit and Grasshopper – Rhinoceros bundles. With the help of the proposed algorithms, it is possible to create building structures of various shapes with variable adjustment of the initial data. As an example of the implementation of such an algorithm, a script was created with which the user can simulate towers of various shapes and with different initial data, such as: type of base geometry, number of floors, length of a floor side or circle radius (depending on the base), floor height. The generated models are analyzed for reliability and durability in the SCAD Office computing complex. Keywords: BIM, visual programming, script, Revit, Dynamo, Rhinoceros, Grasshopper. |
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ЧС И ПОЖАРАХТ. У. Есмагамбетов1, О. М. Шикульская21 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза (РК), г. Караганда, Республика Казахстан;
|
SIMULATION OF EMERGENCY RESPONSE AND FIRE MANAGEMENT SYSTEMT. U. Esmagambetov1, O. M. Shikulskaya21 Karaganda economic university of Kazpotrebsoyuz (RK), Karaganda, Republic of Kazakhstan;
|
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕНОСТЕКЛА КАК АЛЬТЕРНАТИВЫ СУЩЕСТВУЮЩИМ МАТЕРИАЛАМ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ В РОССИИВ. К. Лихобабин1, Н. М. Акмамбетова1, М. А. Беззубикова1, А. В. Рукавишникова1, М. Л. Саксон21 Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Россия;
|
ANALYSIS OF ECONOMIC EFFICIENCY OF FOAM GLASS USE AS ALTERNATIVES TO EXISTING HEAT INSULATION MATERIALS IN RUSSIAV. K. Likhobabin1, N. M. Akmambetova1, M. A. Bezzubikova1, A. V. Rukavishnikova1, M. L. Saxon21 Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russia;
|
СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В АРМИРОВАНИИ БЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬВ. К. Лихобабин1, А. В. Рукавишникова1, М. Л. Саксон2, Е. А. Суханова31 Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Россия;
|
MODERN MATERIALS IN REINFORCEMENT OF CONCRETE STRUCTURES AND THEIR EFFICIENCYV. K. Likhobabin1, A. V. Rukavishnikova1, M. L. Saxon2, E. A. Sukhanova31Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russia;
|