Архитектура и дизайн
ОСОБЕННОСТИ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ АСТРАХАНИ (конец XIX – начало XX в.)
Н. И. Бондарева
Астраханский инженерно-строительный институт
Конец девятнадцатого – начало двадцатого века в архитектуре Астрахани отмечены активным созданием и развитием садово-паркового искусства. К наиболее извест-ным садам и паркам Астрахани относятся сад «Аркадия», Александровский бульвар и сад Велосипедистов. В создании этих парков принимали участие известные архитекторы Астрахани А. С. Малаховский и П. В. Шкателов. Это в большой степени определило архитектурный облик зданий и сооружений, расположенных на территории парков и бульваров. Все архитектурные объекты этих парков были выполнены из дерева и отличались изяществом. Наиболее известные из них: деревянный летний театр, здание клуба Общественного собрания, ресторан-вокзал в саду «Аркадия», павильон и здание театра в саду Велосипедистов.
Ключевые слова: садово-парковая архитектура, деревянная архитектура Астрахани, архитектурные особенности зданий и сооружений на территории астраханских парков.
СВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «АРХИТЕКТУРА» И «ЭКОЛОГИЯ»
И. Т. Василенко*, А. И. Василенко**
*Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
**Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)
Используя экологию как термин, можно обозначить достаточно широкую область, к которой относится выбранное направление исследований или вид практической деятельности. С другой стороны, использование терминов, основанных на понятиях «экология» и «экологичность», в областях, не относящихся непосредственно к сфере экологии, требует определенной формализации (дефиниций) содержания данных терминов. Для решения этой задачи необходимо установить связь экологической проблематики с конкретной областью человеческой деятельности, категориальный аппарат которой дополняется понятиями, имеющими экологическую направленность.
Отмечена глубинная связь понятий «архитектура» и «экология», общим для которых является то, что объектом рассмотрения выступает внешняя по отношению к человеку среда. Установлено, что целевой задачей экологии в данном контексте является исследование процесса взаимодействия человека со средой обитания, определение условий ее комфортности и утилитарности для человека, а предметом архитектуры – формирование данной среды посредством строительства зданий. Непосредственная связь и неразрывность экологии и архитектуры при формировании искусственной среды обитания человека предопределяет экологичность как сущностное, глубинное свойство и миссию архитектуры.
В системе «экология – архитектура» результаты экологических исследований являются базисом и исходными данными для архитектурного творчества. В то же время, создание новых архитектурных форм с нетрадиционными решениями пространства среды обитания требует проведения специальных экологических исследований с целью выявления влияния новой совокупности факторов на уровень благоприятности среды для человека.
Ключевые слова: архитектура, экология, экологичность, среда обитания, здания, рациональное природопользование, категориальный аппарат, архитектурные объекты, национальный стандарт, экологическая направленность, энергоресурсосбережение.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРИРОДНОГО КАРКАСА В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ НИЖНЕЙ ВОЛГИ
Б. Л. Илюхин
Астраханский инженерно-строительный институт
Рассматриваются уникальные природно-ландшафтные особенности территории Волго-Ахтубинской поймы как целостной природно-территориальной единицы. Предлагается разработка для данной территории комплексной схемы природного каркаса как структуроформирующего средства при дальнейшей разработке генеральных планов городских и сельских поселений, а также Схем территориального планирования муниципальных районов (населенных территорий).
Ключевые слова: природный каркас, территориальное планирование, природно-территориальная единица, ландшафтный комплекс, Волго-Ахтубинская пойма.
МОДИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПУТЕМ УСТРОЙСТВА БАРЬЕРНОГО СЛОЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОПОК КАМЕННОЯРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Ю. Г. Кожевникова, В. Д. Башмачников
Астраханский инженерно-строительный институт
Проблемы непроницаемости заглубленных и полузаглубленных конструкций в основном решаются путем устройства гидроизоляционных слоев, а также использованием при возведении конструкций гидротехнических бетонов.
В статье предлагается новый способ формирования слоистой структуры ограждающей конструкции введением защитного слоя с использованием в качестве минеральной добавки опок Каменноярского месторождения Черноярского района Астраханского области.
Ключевые слова: гидроизоляция, опоки Каменноярского месторождения Черноярского района Астраханской области, алюмосиликаты, адгезия, защитный слой, физические и химические характеристики.
ДИГИТАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА
М. С. Медведева
Астраханский инженерно-строительный институт
Современная архитектура в процессе своего становления проходила множество этапов. В данный момент она развивается и движется в двух направлениях: первое – работа в рамках традиции, второе – новаторство. Современное же здание часто является соотношением этих векторов в конкретных условиях. Однако в последнее время верх берет второе направление. В этой статье речь пойдет о возникшем относительно недавно, молодом новаторском направлении «Дигитальная архитектура». Также будут рассмотрены постулаты и основные черты цифровой архитектуры, приведены примеры конкурсных работ. Акцент всей статьи будет сделан на проблемы, присущие этому направлению.
Ключевые слова: цифровая архитектура, дигитальная архитектура, современная архитектура, компьютерное моделирование, постулаты дигитальной архитектуры, интеграция в реальную среду, эстетический аспект проектирования, проблема авторства.
CОЦИУМ. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
К. А. Прошунина
Астраханский инженерно-строительный институт
Человечество за последние десятилетия сделало гигантский шаг в различных областях науки и техники. Многие передовые разработки получают развитие и будут внедряться в обиход человека в недалеком будущем. Необходимо отметить, что городская среда обитания меняется незначительно и отстает от современных технологических разработок и научных исследований, а также перенасыщена функциями, не востребованными населением на сегодняшний день. Это создает значимые сложности существования в ней человека.
В статье предпринята попытка обзора проблематики социальной роли человека в современном мире и выведена гипотеза о создании перспектив развития городского пространства как единой всеобъемлющей структуры, осуществляющей контроль за населением и формирующей для человека комфортную среду для достижения максимального социального эффекта. Социум создает общность правил, составляющих график поведенческой роли человека, задает направления его движения в течение всей жизни индивидуума и обязывает формировать искусственную среду жизнедеятельности, наиболее удобную для становления и развития человечества. С учетом известных научных достижений человечества и потребностей современного индивидуума выводится предполагаемое концептуальное развитие перспектив городского образования.
Ключевые слова: городское пространство, перспективы развития, среда, идеология, время, механизм, индивидуум, современные проблемы, гипотеза, население.
ОТНОШЕНИЕ ЦВЕТОВОЙ СОПОДЧИНЕННОСТИ В КОМПОЗИЦИОННОМ РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ
М. В. Храмова
Астраханский инженерно-строительный институт
Важной составляющей при обучении архитекторов и дизайнеров, их творческой работе, будет грамотное использование цвета в организации пространственной среды. Вопрос использования цвета получает на сегодняшний день особую остроту. Непрерывное возрастание хаотичного усложнения окружающей человека среды ведет к тому, что необходимы профессионалы со знанием семантики цвета, психофизиологии его восприятия. Здесь также нельзя не отметить необходимость организации формирования цветовой культуры разных регионов. К сожалению, не всегда происходит удачная колористическая организация архитектурных художественных объектов. Иногда утрачена связь искусственной среды города с его природным окружением. Поэтому при решении цветовой композиции при размещении объектов необходимо учитывать целый ряд свойств, таких как характер самого цвета, сочетаемость цветов, их контрастность и т. д. Нужно помнить, что помимо вышеперечисленных свойств, необходимо принять во внимание саму форму – ее величину, положение в пространстве, фактуру, освещенность и многое другое…
Ключевые слова: цветовая соподчиненность, цвет, пространственная композиция, колористическое единство, среда, объект, элемент.