АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА
И. В. Беседина
Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия)
Творческий потенциал человека как его природное начало представляет собой интегративное явление, характеризующее человека как творца. В условиях современного образовательного процесса важна ориентация не только на творчество как таковое, но, прежде всего, на креативную личность, потенциально готовую к созданию нового продукта при незнакомых условиях, то есть занимающую позицию активного созидателя. В связи с этим важно в ходе профессиональной подготовки будущих архитекторов раскрыть их творческий потенциал, содействовать становлению позиции творца.
Основное содержание экспериментальной работы заключалось в изучении условий развития творческого потенциала студентов-архитекторов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Для этого использовались следующие методы исследования: экспертной оценки, опроса (анкетирование), тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности студентов-архитекторов и учебной документации.
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ДВОРЦОВ КУЛЬТУРЫ АСТРАХАНИ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Н. И. Бондарева
Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия)
Изучение дворцов культуры Астрахани послевоенного времени с позиции их архитектурных и стилистических особенностей достаточно актуально по следующим причинам.
Во-первых, дворцы культуры являются архитектурными доминантами в градостроительной структуре Астрахани, несмотря на то, что в период их создания были примером отечественного типового строительства сооружений общественного назначения.
Во-вторых, на современном этапе, отражая общественную жизнь Астрахани в послевоенный период, они являются одной из важных деталей городского культурного пространства советского времени.
В-третьих, проблема взаимодействий и взаимоотношений идеологии и искусства в Астраханском регионе практически не изучена.
В-четвертых, некоторые дворцы культуры, будучи включенными в список объектов культурного наследия Астрахани, не рассматривались как часть отечественной архитектурной науки и практики, тогда как значение и роль дворцов культуры в других городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний-Новгород, Екатеринбург, Пермь, Кривой Рог, Челябинск, Донецк и другие) изучены в самых различных исследованиях.
РЕЦИКЛИНГ: ПРОБЛЕМА И ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ
С. П. Кудрявцева, Ю.Г. Кожевникова
Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия)
Бетон – многопрофильный материал, который возможно использовать как для защиты природы в так называемых природоохранных сооружениях, так и для защиты самого человека от радиации и других вредных продуктов воздействия. Одна из особенностей бетона – его способность сорбировать различные вещества оказывает, существенное влияние на его свойства, в частности, на долговечность самого материала и конструкций из него изготовленных. В поддержку широкого применения рециклированных материалов выступает соответствующий комитет РИЛЕМ [1].
Применительно к строительству комитетом введен расчет жизненного цикла (РЖЦ) конструкции, в соответствии с которым в течение всего срока эксплуатации, включая ремонт и возможное повторное использование и рециклирование, оказывается минимальное воздействие на окружающую среду. Рассмотрен голландский подход последовательного изучения 10 этапов жизненного цикла изделий с возможными экологическими последствиями («Дельфтская лестница»), включающая систему возврата, при которой отслужившие свой срок строительные изделия возвращаются к первоначальному поставщику для ремонта, восстановления и повторного использования в той же роли.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТОРА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
С. А. Раздрогина
Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия)
Архитектурная профессия многогранна, требует не только творческого потенциала, но и знания со многими направлениями истории, искусства, инженерии и техники. Мир вокруг нас становится сложнее, задачи и обязанности архитекторов требуют огромного потенциала и всестороннего развития.
Ничего в обучении архитектуре не сократишь, а если мы стремимся к совершенствованию программы обучения зодчеству, немало вещей еще надо добавить. Нужно корректировать образование не только на основе золотого сечения, но и на основе грамотного обучения.
Сегодня происходят качественные изменения в образовательных учреждениях. В частности, Астраханский инженерно-строительный институт присоединил к себе Астраханский колледж строительства и экономики.
СТИЛИЗАЦИЯ – РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Н. П. Приказчикова
Астраханский инженерно строительный институт, г. Астрахань (Россия)
Как добиться того, чтобы изобразительная деятельность имела творческий характер. Нужно создать такие условия для студентов, которые способствовали бы раскрытию их потенциальных возможностей. К таким условиям можно отнести нетрадиционные методы обучения, связанные с постановкой художественного видения, организацией творческой атмосферы, позволяющей преодолевать робость в работе, идущей от недостаточного изобразительного опыта. Наряду с традиционным реалистическим изображением осваиваются и другие способы и приемы передачи художественной информации [1, с. 78].
Одним из способов переработки окружающей действительности и внесения в нее своих мыслей, чувств и индивидуальных оттенков является стилизация. Слово «стиль» (греческое – стилос) у древних греков и римлян вначале означало заостренный стерженек для письма на вощеных дощечках, а затем стало означать почерк. В сегодняшнем значении стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Художник А. Дерен считал, что стиль – постепенный переход от человека к действительности и обратно.
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В РАЗВИТИИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
С. П. Кудрявцева, Б. Л. Илюхин
Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия)
Анализ динамики строительной деятельности и оценка потенциала строительного комплекса Астраханской области свидетельствуют о значительных резервах дальнейшего его развития.
Строительный комплекс на нашей территории должен стать градоформирующей отраслью, создающей материальные факторы производства и условия жизнедеятельности человека.
Строительный комплекс Астраханской области необходимо преобразовать в межотраслевой градостроительный кластер, который бы объединил на инновационной основе строительные и проектно – изыскательские организации, предприятия промышленности строительных материалов, специализированные финансовые институты и обеспечил бы формирование качественной градостроительной среды и условия ускоренного роста экономики региона.
ВКЛЮЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ «УСТОЙЧИВОЙ АРХИТЕКТУРЫ» В ОБУЧАЮЩИЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ
В. А. Огнивенко
Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия)
Термин «устойчивая архитектура» используется довольно часто. Хотя точного понятия «устойчивой архитектуры» нет. Под этим понятием подразумевается использование экотехнологий, «зеленое» строительство, технологии с нулевыми вредными выбросами и энергосберегающие технологии. То есть все то, что нарушает экологическое равновесие, должно быть исправлено или нейтрализовано, обеспечивая высокое качество жизни людей. Устойчивость не является данью архитектурной моде, это жизненная необходимость, «устойчивую архитектуру» можно определить как способ достижения максимального экологического равновесия жизненной среды. Концепция «устойчивого развития» была предложена Комиссией ООН по окружающей среде и развитию в 1987 г. как один из путей выживания человечества.
Особая роль в развитии концепции устойчивой архитектуры должна принадлежать высшим учебным заведениям, которые обязаны воспитать и обучить будущих лидеров данного движения и специалистов с необходимым объемом знаний, способных решать данные проблемы.
ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ МАЛОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ
Н. С. Долотказина
Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия)
В настоящее время в мировой практике в проектировании малоэтажного строительства особенно популярны «экопоселения» на основе энергетически эффективных и экологически чистых технологий. К сожалению, такого рода строения в России немногочисленны, а в Астраханской области они вообще отсутствуют. Поэтому основной задачей преподавателей кафедры архитектуры и градостроительства внедрять на занятиях проектирования малоэтажного строительства основные концепции устойчивой архитектуры. Эта тема особенно актуальна для Астрахани и Астраханской области, где в основном ведется строительство малоэтажных жилых зданий, и ведется в основном хаотично, стихийно. Необходимо разрабатывать целые поселки, как элитные, так и эконом-класса, соответствующие всем требованиям современной архитектуры.