Перспективы развития строительного комплекса

материалы ежегодной международной научно-практической конференции

НОВЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЖЕСТКОСТЬ СБОРНОЙ ОБДЕЛКИ ПРИ ИЗГИБЕ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОЙ ОСИ ТОННЕЛЯ

Е. Н. Курбацкий, Май Дык Минь

Московский государственный университет путей сообщения, г. Москва (Россия)

В работе приведен метод определения эквивалентной жесткости сборных обделок при изгибе перпендикулярной оси тоннеля. Результаты будут использованы, чтобы решать задачи расчета сборных обделок как балка на упругом основании.

Отдельные элементы сборных тоннельных обделок изготавливаются в основном из железобетона или чугуна, крайне редко сборные обделки выполняются из сварных стальных элементов. В некоторых случаях сборные обделки выполняют из композитных материалов.

Полный текст статьи

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ АКСЕЛЕРОГРАММ ПО ЗАДАННЫМ СПЕКТРАМ РЕАКЦИЙ

Е. Н. Курбацкий, Нгуен Чонг Там

Московский государственный университет путей сообщения, г. Москва (Россия)

Критерий проектирования конструкций на сейсмические воздействия обычно определен на основе спектров максимальных ответов, или искусственных акселерограмм колебания грунта, восстановленных по равенству проектных спектров [1]. В этой статье представлен методика восстановления искусственных акселерограмм по заданным спектрам, основанная интегралом Дюамеля и дискретном преобразованием Фурье [2].

Полный текст статьи

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОДОЛЬНОЙ СЕЙСМИЧЕСКОЙ ВОЛНЫ ПРИ РАБОТЕ ПОДЗЕМНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГРУНТАХ

Е. Н. Курбацкий, Нгуен Ван Хунг

Московский государственный университет путей сообщения, г. Москва (Россия)

В последние годы построено большое количество сооружений, расположенных в водонасыщенных грунтах. В первую очередь к ним относятся подводные тоннели из погружных секций. Многие из этих тоннелей расположены в районах с повышенной сейсмической активностью. Поэтому анализ распространения сейсмических волн в таких средах представляет научный и практический интерес.

Полный текст статьи

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК В СЛОЖНЫХ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

И. В. Нестеров, Аунг Тун Шейн

Московский государственный университет путей сообщения, г. Москва (Россия)

Решение вопросов взаимодействия конструкции обделки тоннелей метро с окружающей грунтовой средой в сложных инженерно-геологических условиях наиболее распространенным способом решения является использование винклеровской модели грунта. В конечно-элементных комплексах эта схема реализуется путем установки пружин в узлы, контактирующие с грунтом. Расчет проводится в нелинейной постановке, и на каждой итерации исключаются пружины, работающие на растяжение. При формировании матрицы жесткости конечного элемента жесткость пружины, вычисленная через коэффициент постели, добавляется на главную диагональ матрицы жесткости конечного элемента.

Полный текст статьи

ВЛИЯНИЕ УКРЕПИТЕЛЬНОЙ ЦЕМЕНТАЦИИ ГРУНТА И ОЧЕРЕДНОСТИ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЕЙ НА НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИХ ОБДЕЛОК

С. В. Анциферов, Л. Н. Анциферова, С. О. Золотарев, В. Г. Дворянкин

Тульский государственный университет, г. Тула (Россия)

В практике подземного строительства для преодоления участков несвязных водонасыщенных и нарушенных скальных грунтов, ликвидации водопритоков в подземные выработки и сооружения, уменьшения влияния горных работ на основания и фундаменты объектов, находящихся в зоне влияния строительства, используют специальные способы строительства. Одним из них является инъекционный метод укрепления грунта, который при использовании материалов на основе минеральных вяжущих (цементной основе), называют укрепительной цементацией. В результате предварительного нагнетания под давлением в грунт инъекционного раствора создаются более благоприятные условия для сооружения тоннелей, в том числе – изменяются физико-механические характеристики грунта. Этим достигается водонепроницаемость грунтов со значительными водопритоками, повышается прочность, несущая способность грунтов, их стабильность и устойчивость.

Полный текст статьи

ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ И НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ КОЛЛЕКТОРНЫХ ТОННЕЛЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ, ВОССТАНОВЛЕННЫХ БЕСТРАНШЕЙНЫМ СПОСОБОМ

О. М. Левищева

Тульский государственный университет, г. Тула (Россия)

Развитие и успешное функционирование инфраструктуры крупных городов связано с расширением систем канализации и сооружением самотечных тоннельных коллекторов, имеющих, как правило, круговое поперечное сечение и глубину заложения до нескольких десятков метров. Действующими в настоящее время нормативными документами срок службы таких сооружений установлен в 50 лет. Однако анализ имеющихся в научной литературе данных об условиях эксплуатации канализационных тоннелей показывает, что многие из таких сооружений не обладают достаточной несущей способностью и выходят из строя значительно раньше проектных сроков [1].

Полный текст статьи

НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАССИВА В ОКРЕСТНОСТИ ДВУХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ КРУГОВЫХ ВЫРАБОТОК, СООРУЖАЕМЫХ В ЗОНЕ УПРОЧНЕНИЯ ПОРОД

В. Б. Грибанов

Тульский государственный университет, г. Тула (Россия)

При сооружении выработок закрытым (горным) способом в слабых, трещиноватых или обводненных породах нередко используются специальные способы проходки, связанные с проведением мероприятий по предварительному инъекционному укреплению массива грунта. Это приводит не только к повышению однородности пород, гидроизоляции участка строительства, но и изменению деформационных характеристик пород [1]. В случае необходимости размещения выработок в непосредственной близости друг от друга рациональным проектным решением является создание общей области упрочненных пород. Наличие такой зоны может оказывать существенное влияние на формирование напряженного состояния массива, окружающего выработки, и должно учитываться на стадии проектирования.

Полный текст статьи

КОСМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ КРОВЕЛЬ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЗДАНИЙ

О. А. Жолобова

Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону (Россия)

На поддержание в работоспособном состоянии кровель расходуется значительная часть ресурсов, выделяемых на капитальный ремонт зданий. Вместе с тем, контроль за расходованием этих ресурсов часто бывает затруднен из-за труднодоступности кровель как на стадии подготовки решения о проведении капитального ремонта, так и в его процессе.

В настоящее время актуальность данной проблемы возросла в связи с изменением в нашей стране порядка финансирования и организации капитального ремонта [1] всех многоквартирных жилых зданий, в результате чего исполнительные органы государственной власти Российской Федерации были наделены дополнительными функциями по организации такого ремонта и осуществлению мониторинга расходования средств из специально создаваемого фонда. А успешная реализация этих функций невозможна при отсутствии достоверной информации о состоянии строительных конструкций и, в частности, кровель зданий.

Полный текст статьи

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО СРОКА СЛУЖБЫ ЭЛЕМЕНТОВ МНОГОКВАРТИРНОГО ЖИЛОГО ЗДАНИЯ С УЧЕТОМ КАТЕГОРИИ ИХ ОПАСНОСТИ

Е. А. Жолобова, А. Л. Жолобов

Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону (Россия)

Одной из главных задач, которые приходится решать в ходе подготовки предпроектных организационно-технологических решений по ремонту многоквартирных жилых зданий является определение рационального срока начала ремонта. Любое продление этого срока позволяет создать резерв времени для накопления финансовых средств на ремонт изношенных элементов, но при этом увеличиваются расходы на техническое обслуживание, а также возрастает риск возникновения отказов изношенных элементов и причинения ущерба зданию и его жителям. В соответствии с ВСН 58-88 (р) [1] сроки проведения ремонта зданий рекомендуется определять на основе оценки их технического состояния.

Полный текст статьи

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОШТУКАТУРЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Н. А. Иванникова, П. Н. Садчиков, А. Л. Жолобов

Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия); Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону (Россия)

В настоящее время современное строительство находится на пути своего бурного развития. Внутренние и внешние формы зданий и сооружений становятся разнообразнее, а методы и технологии строительных работ сложнее. Согласно рекомендациям по научно-техническому сопровождению и мониторингу строительства уникальных высотных зданий и сооружений с большим числом пролетов, в основной перечень включены объемы по выполнению отделочных работ, в составе которых значительный удельный вес приходится на работы по оштукатуриванию поверхностей [1].

Полный текст статьи

ВЛИЯНИЕ ОШТУКАТУРЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА АКУСТИКУ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

Н. А. Иванникова

Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия)

Проблема акустики в православных храмах – сложная область, требующая специальных знаний и опыта. Акустика храмов должна обеспечивать хорошую слышимость голосов священнослужителей во время литургии, а также пения церковного хора, в тоже время не позволяя «вредным» шумам загромождать звуковое пространство.

Чтобы обеспечить должный уровень акустического комфорта, уже на этапе проектирования необходимо производить акустический расчет [1]. Акустическое проектирование представляет собой разработку формы внутреннего пространства сооружения, выбор отделочных материалов, защиту от шумов, то есть комплекс мер, которые позволят реализовать творческий замысел архитектора, сохранив при этом качество звучания помещения.

Полный текст статьи

ВЛИЯНИЕ МИКРОНЕРОВНОСТЕЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА СУДОВОГО ДВС

О. Н. Синельщикова

Астраханский инженерно-строительный институт, г. Астрахань (Россия)

Длительное действие на детали машин переменных напряжений приводит к постепенному накоплению повреждений, образованию трещин и последующему разрушению детали. Процесс постепенного накопления повреждений и разрушение металлов под действием многократно приложенных нагрузок называется усталостью.

Известно, что зарождение усталостной трещины начинается с поверхности детали вследствие возникновения наибольших напряжений. Поэтому качество обработки поверхности оказывает большое влияние на сопротивление усталости.

Полный текст статьи