ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЗДОРОВЬЕ РОССИЯН: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
(на примере Астраханской области)
А. Р. Беккалиева, Е. В. Каргаполова
Астраханский инженерно-строительный институт
В статье на основе статистической информации и результатов мониторингового социологического исследования рассматриваются региональные особенности здоровья россиян на примере Астраханской области.
Ключевые слова: здоровье, россияне, региональные особенности, Астраханская область.
КРИТИКА СОВРЕМЕННОГО ТИПА РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Е. С. Дегтярева
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор данной статьи анализирует критику современного типа рациональности, основанного на рационализме капиталистической элиты, постепенно трансформирующегося в иррациональность.
Ключевые слова: рациональность, рационализация, иррациональность, труд, производство, капитал.
ДИНАМИКА УРОВНЯ БРАЧНОСТИ И РАЗВОДИМОСТИ
В СТРАНАХ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
А. В. Рогов
Астраханский государственный университет
В статье рассмотрены проблемы высокого уровня разводимости среди населения Южного федерального округа Российской Федерации. Проанализированы показатели брачности и разводимости стран Каспийского региона. Рассмотрена динамика миграции между Россией и странами Каспийского региона. Дана характеристика трансформации брачно-семейного поведения населения России и Астраханской области в частности. По результатам социологического исследования выявлены и проанализированы основные причины расторжения браков.
Ключевые слова: демография, население, брачность, разводимость, трансформация, миграция, Южный федеральный округ, страны Каспийского региона.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПРАКТИКИ:
ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Л. А. Лебединцева
Санкт-Петербургский государственный университет
В статье проводится анализ опыта изучения профессиональных групп в советской социологии 60–80-х гг. на примере инженерной профессии. Рассматриваются ключевые понятия и основные теоретические подходы в рамках данного научного направления. Делается вывод о том, что в советское время существовала развитая методология изучения профессиональной группы инженеров, проводились массовые социологические прикладные исследования, были получены глубокие научные результаты.
Ключевые слова: профессиональная среда, инженеры, интеллигенция, профессиональная группа, социально-профессиональная структура, профессиональная роль.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МУЗЕЯ
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
Е. Ю. Смыкова
Институт социологии НАН Беларуси (г. Минск)
В статье представлен концептуальный анализ основных теоретико-методологических подходов отечественных и зарубежных авторов к изучению музея. Обозначены специфические особенности интерпретации данного феномена культуры в контексте определенной методологической рамки.
Ключевые слова: музей, социокультурный феномен, функция, институциональный подход, коммуникационный подход, предметный подход, системный подход, аксиологический подход.
СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА
ЖИТЕЛЯМИ ГОРОДА И СЕЛА
В. А. Парамонова
Волгоградский государственный университет
Статья посвящена анализу коренных отличий города и населенных пунктов сельской местности: отмечаются количественные и качественные характеристики, присущие городу и селу; акцентируется внимание на наличии у любого населенного пункта временной и пространственной характеристик. Отличительным признаком города являются его протяженность и наличие «вертикалей». Отмечается коренное различие социального и физического времени. Подчеркивается неоднородность социального времени. Указывается различие «городского» и «сельского» времени. Город и сельские поселения по-разному сформировали отношение к астрономическому, физическому и социальному времени. Жизнь в городе не определяется природными циклами, а подчинена собственным ритмам. Пространства различных населенных пунктов «живут» по «своему» времени. Монументы в пространстве города предстают как определенные фиксаторы социального времени. Отношение ко времени формирует город как специфическую конструкцию.
Ключевые слова: социальное время, астрономическое и физическое время, социальное пространство, город, сельские поселения.
ИМИДЖ РЕГИОНА В ОЦЕНКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
(на примере Астраханской области)
Ю. Г. Миронова
Астраханский государственный университет
В статье последовательно рассматриваются понятие имиджа региона, основные факторы его формирования, механизм и принципы конструирования имиджа территории, проанализированы условия, необходимые для укрепления его позитивной составляющей. Рассмотрена взаимосвязь имиджа региона и его оценки студенческой молодежью, выделены черты, влияющие на имидж Астраханской области. Основным источником информации являются официальные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и результаты социологического исследования, проведенного под руководством автора. В результате автор приходит к выводу, что положительный имидж региона выступает в качестве важного субъективного фактора, способного стимулировать интенсивное развитие территории и его миграционного потенциала.
Ключевые слова: имидж региона, социально-экономическое развитие, миграционное поведение, студенческая молодежь, население, уровень и качество жизни.
ДИНАМИКА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Н. А. Скобелина
Волгоградский государственный технический университет
В статье главное внимание уделяется основным тенденциям развития современных движений, обосновывается применение неоинституционального подхода к исследованию движений, анализируется динамика институционализации движений в российском обществе. Автор предлагает типологию современных общественных движений.
Ключевые слова: общественные движения, институционализация, динамика, неоинституциональный подход.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ КАК СРЕДСТВА МАРКЕТИНГА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТРАСЛИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Н. А. Косарлукова, Б. В. Волков
Астраханский инженерно-строительный институт
В статье анализируется понятие пропаганды в рамках маркетинга воздействия. Проведен расчет экономической эффективности внедрения пропаганды в ООО ПКФ «ПСК» Проведение анализа комплекса маркетинговых коммуникаций позволит обеспечить достаточный уровень экономической эффективности деятельности компании. Оценка эффективности производится путем анализа затрат и выгод в масштабах как анализируемого предприятия, так и отдельных маркетинговых коммуникационных проектов. В статье приведены результаты определения экономической эффективности внедренного комплекса пропаганды маркетинговых коммуникаций в ООО ПКФ «ПСК».
Ключевые слова: экономическая эффективность маркетинговых коммуникаций, пропаганда, продвижение, рынок недвижимости.