Инженерно-строительный вестник Прикаспия

Научно-технический журнал АГАСУ

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ИДЕАЛЬНОЕ ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТЕРЖНЕВЫХ И ПЛАСТИНЧАТЫХ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СМЕШАННОЙ ФОРМЫ

А. В. Игнатьев, М. И. Бочков, С. А. Калиновский, И.С. Завьялов

Игнатьев Александр Владимирович, доктор технических наук, профессор кафедры «Цифровые технологии в урбанистике, архитектуре и строительстве», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: +7 (8442) 96-99-45; e-mail: alignat70@yandex.ru;
Бочков Максим Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительная механика», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: +7 (8442) 96-99-17; e-mail: maxim.bochckow@yandex.ru;
Калиновский Сергей Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительная механика», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: +7 (8442) 96-99-17; e-mail: sk0522@yandex.com;
Завьялов Иван Сергеевич, ассистент кафедры «Строительная механика», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: +7 (8442) 96-99-17;
e-mail: is_zavyalov@mail.ru

В статье рассматривается разработанная авторами методика учета идеальных шарнирных соединений конечных элементов стержневых и пластинчатых систем при расчете по методу конечных элементов (в форме классического смешанного метода). Постановка шарнирных соединений производится путем удаления элементов из матрицы откликов системы конечных элементов, физический смысл которых соответствует изгибающему моменту по направлению работы шарнира, что означает исключение соответствующих им неизвестных из системы разрешающих уравнений. Рассмотрены примеры расчета систем, состоящих из пластинчатых и стержневых конечных элементов с постановкой идеальных шарнирных соединений в их узлах. Сделаны выводы о возможностях автоматизации процесса постановки шарниров при разработке программного комплекса, реализующего метод конечных элементов в форме классического смешанного метода.

Ключевые слова: строительная механика, конечный элемент, стержневая система, пластинка, стрежень, классический смешанный метод, шарнирное соединение, матрица откликов, система разрешающих уравнений.

AN IDEAL HINGE CONNECTION OF ROD AND PLATE FINITE ELEMENTS OF MIXED FORM

A. V. Ignatyev, M. I. Bochkov, S. A. Kalinovskiy, I. S. Zavyalov

Ignatyev Aleksandr Vladimirovich, Doctor of Technical Sciences, Professor of Digital Technologies in Urbanism, Architecture, and Construction Department, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: +7 (8442) 96-99-45; e-mail: alignat70@yandex.ru;
Bochkov Maksim Ivanovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Construction Mechanics Department, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation,
phone: +7 (8442) 96-99-17; e-mail: maxim.bochckow@yandex.ru;
Kalinovskiy Sergey Andreyevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Construction Mechanics Department, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation,
phone: +7 (8442) 96-99-17; e-mail: sk0522@yandex.com;
Zavyalov Ivan Sergeyevich, Assistant of Construction Mechanics Department, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: +7 (8442) 96-99-17; e-mail: is_zavyalov@mail.ru

The article considers the methodology developed by the authors for taking into account ideal hinge joints of finite elements of rod and plate systems when calculating them using the finite element method in the form of a classical mixed method. The articulation of joints is performed by removing elements from the response matrix of the finite element system, the physical meaning of which corresponds to the bending moment in the direction of the hinge, which means the exclusion of the corresponding unknowns from the system of resolving equations. Examples of calculation of systems consisting of plate and rod finite elements with the setting of ideal hinge joints in their nodes are considered. Conclusions are drawn about the possibilities of automating the hinge installation process in the development of a software package implementing the finite element method in the form of a classical mixed method.

Keywords: structural mechanics, finite element, rod system, plate, beam, classical mixed method, hinged connection, response matrix, system of resolving equations.

Полный текст статьи

ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА МИНЕРАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Б. Б. Утегенов, Р. И. Шаяхмедов

Утегенов Бахитжан Бахиткалиевич, старший преподаватель кафедры промышленного и гражданского строительства, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, ул. Таищева, 18; e-mail: utegen76@mail.ru;
Шаяхмедов Растам Ирфагильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы, эксплуатации и управления недвижимостью, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, ул. Таищева, 18; e-mail: rastams@mail.ru

Цель исследования – определение возможности удаления с поверхности минеральных компонентов бетонной смеси жестко сцементированных с ней частиц глины путем предварительной химической обработки раствором гидроокиси аммония. Научная новизна заключается в том, что впервые рассматривается и проверяется гипотеза о принципиальной возможности существования упомянутого способа обработки. Предвари-тельная обработка поверхности минеральных компонентов бетонной смеси – одно из актуальных направлений повышения качества бетона. В исследовании используются методы и приемы инновационного консалтинга. Доказана принципиальная возможность и эффективность предложенного способа химической обработки. В результате проведенного исследования средняя прочность образцов бетона на сжатие увеличилась на 187 %.

Ключевые слова: бетонная смесь, щебень, частицы глины, химическая обработка, гидроокись аммония, аммиак, гидроокись алюминия, повторная мойка.

CHEMICAL TREATMENT OF THE MINERAL COMPONENTS OF THE CONCRETE MIX

B. B. Utegenov, R. I. Shayakhmedov

Utegenov Bakhitzhan Bakhitkaliyevich, Senior Lecturer of Industrial and Civil Engineering Department, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Taishcheva St., 18; e-mail: utegen76@mail.ru;
Shayakhmedov Rastam Irfagilyevich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Real Estate Expertise, Operation and Management Department, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Taishcheva St., 18; e-mail: rastams@mail.ru

The purpose of the study is to determine the possibility of removing clay particles rigidly cemented with it from the surface of the mineral components of the concrete mixture by preliminary chemical treatment with a solution of ammonium hydroxide. The scientific novelty lies in the fact that for the first time the hypothesis of the principal pos-sibility of the existence of the mentioned processing method is being considered and tested. Pretreatment of the surface of the mineral components of the concrete mix is one of the most relevant areas for improving the quality of concrete. The research uses methods and techniques of innovative consulting. The principal possibility and effec-tiveness of the proposed method of chemical treatment is proved. As a result of the study, the average compressive strength of concrete samples increased by 187 %.

Keywords: concrete mix, clay particles, rubble, chemical treatment, ammonium hydroxide, ammonia, aluminum hydroxide, repeated washing.

Полный текст статьи

ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЧНЫХ СПОСОБОВ УСИЛЕНИЯ БУТОВЫХ ФУНДАМЕНТОВ И КИРПИЧНЫХ СТЕН ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ СТАРЫХ ЗДАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Ю. И. Тилинин

Тилинин Юрий Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии строительного производства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, тел.: + 7 (905) 232-16-34; e-mail: tilsp@inbox.ru

В Санкт-Петербурге проблема старения зданий, построенных в период Российской империи и эксплуатируемых в настоящее время в качестве учебных, музейных и иных комплексов становится все актуальнее с нарастанием физического износа строительных конструкций и морального износа зданий. В связи с этим большую актуальность приобретает эффективность способов производства работ по усилению несущих конструкций реконструируемых зданий. На эффективность способов существенно влияют производственные условия реконструкции старого здания, а уже потом рассматриваются в качестве критерия затраты ресурсов. Автором разработана система показателей эффективности способов усиления строительных конструкций при реконструкции старых зданий. Проведена экспертная оценка значимости показателей эффективности и сравнительная оценка эффективности способов усиления фундаментов и стен с учетом производственных условий реконструкции, к которым относится ограничение по применению строительных машин из-за стесненности мест для их размещения, малых проездов во двор здания, малой высоты подвального помещения, близости окружающей застройки.

Keywords: реконструкция, работы, усиление, фундаменты, стены, способ, критерий, эффективность, технологичность, экспертная оценка.

SELECTION OF TECHNOLOGICAL WAYS FOR STRENGTHENING RUBBLE FOUNDATIONS AND BRICK WALLS DURING RECONSTRUCTION OF OLD BUILDINGS IN ST. PETERSBURG

Yu. I. Tilinin

Tilinin Yuriy Ivanovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Construction Technology Department, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russian Federation, phone: + 7 (905) 232-16-34; e-mail: tilsp@inbox.ru

In St. Petersburg, the problem of the aging of buildings built during the period of the Russian Empire and cur-rently used as educational, museum and other complexes is becoming more and more urgent with the increase in physical deterioration of building structures and obsolescence of buildings. In this regard, the efficiency of methods for carrying out work to strengthen the load-bearing structures of reconstructed buildings is becoming increasingly relevant. The efficiency of work methods is significantly influenced by the production conditions of the reconstruction of an old building and only then the cost of resources is considered as a criterion. In this connection, the author has developed a system of indicators of the effectiveness of methods for strengthening building structures during the reconstruction of old buildings. An expert assessment of the significance of performance indicators and a com-parative assessment of the effectiveness of methods for strengthening foundations and walls was carried out, taking into account the production conditions of reconstruction, which include restrictions on the use of construction ma-chines due to cramped space, small passages to the courtyard of the building, low height of the basement, and proximity to surrounding buildings.

Ключевые слова: reconstruction, work, strengthening, foundations, walls, method, criterion, efficiency, manufacturability, expert assessment.

Полный текст статьи

ОСОБЕННОСТИ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО СТАРЕНИЯ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ

Д. Ю. Небратенко

Небратенко Дмитрий Юрьевич, кандидат химических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты», Российский университет транспорта (РУТ МИИТ), г. Москва, Российская Федерация, тел.: + 7(916) 936-35-81; e-mail: nebratenko@mail.ru

Одним из повсеместно присутствующих, но не всегда учитываемых природных воздействий в спектре солнечного света является УФ-излучение. Несмотря на незначительную глубину проникания данного типа излучения в верхние слои дорожных покрытий, его энергии достаточно для инициирования физико-химических процессов даже при относительно низких температурах. С учетом постоянного воздействия солнечного света в течение всего года и уноса шинами автомобиля компонентов самого верхнего слоя дорожного покрытия, разрушающегося под влиянием УФ-излучения (шелушения), суммарный ущерб становится весьма ощутимым. В статье проведена оценка влияния дозы поглощенного на физико-механические показатели промышленно выпускаемых полимерно-битумных вяжущих. Установлено снижение пенетрации и повышение жесткости вяжущего после УФ-облучения в течение 30 ч для битума нефтяного дорожного вязкого 70/100 на 40 %, а для полимерно-битумных вяжущих 60 – на 28 %. Изменение дуктильности составило для битума 65 %, а для полимерно-битумного вяжущего – 48 %..

Ключевые слова: камера светового старения, УФ-облучение, битумы нефтяные дорожные, СБС-полимеры.

FEATURES OF ULTRAVIOLET AGING OF POLYMER-BITUMEN BINDERS

D. Yu. Nebratenko

Nebratenko Dmitriy Yuryevich, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor of Highways, Airfields, Foundations and Foundations Department, Russian University of Transport (RUT MIIT), Moscow, Russian Federation, phone: + 7 (916) 936-35-81; e-mail: nebratenko@mail.ru

One of the effects that are ubiquitously present, but not currently taken into account, is UV radiation in the sunlight spectrum. It was found that despite the insignificant penetration depth of this type of radiation into the upper layers of road surfaces, its energy is sufficient to initiate oxidative processes even at relatively low temperatures. And taking into account the constant exposure to sunlight throughout the year and the removal of components of the topmost layer of the road surface by the tires of the car, which is destroyed under the influence of UV radiation (peeling), the total damage becomes very noticeable. The paper evaluates the effect of the absorbed radiation dose (irradiation time) on the physico-mechanical properties of polymer-bitumen binders produced in industrial vol-umes. A decrease in the penetration of the binder and an increase in hardness after UV irradiation for 40 hours was found for BND 70/100 by 40%, and for PmB 60 – by 28 %.

Keywords: light aging chamber, UV irradiation, petroleum road bitumen, SBS polymers.

Полный текст статьи

КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПЕРЕМЫЧЕК – ВРЕМЕННЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И ИХ СОПРЯЖЕНИЯ С ГРУНТОВЫМ ОСНОВАНИЕМ

С. С. Рекунов, Н. В. Купчикова, А. А. Чураков

Рекунов Сергей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Строительная механика», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: + 7 (8442) 96-98-17; e-mail: rekunoff@mail.ru;
Купчикова Наталья Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции, здания и сооружения», Российский университет транспорт» (РУТ МИИТ); старший научный сотрудник, научно-исследовательский институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: kupchikova79@mail.ru;
Чураков Алексей Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции, надежность и основания сооружений», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: + 7 (8442) 96-99-90; e-mail: alexei.churakov@yandex.ru

В статье в рамках изучения влияния конструктивно-технологических решений устройства перемычек судоходных гидротехнических сооружений на фильтрационные процессы и устойчивость насыпи ядра плотины при эксплуатационных воздействиях выполнен анализ конструктивно-технологических решений устройства перемычек СГТС и способов перекрытия русла реки как процессов постепенного обжатия потока до появления скоростей течения, размывающих русло реки и материал отсыпки, а также выявлены критерии, обеспечивающие фильтрационную прочность грунта для отсыпки ядра грунтовой плотины. На следующем этапе будет проведено исследование потенциального разрушения перемычки при расчете на основное сочетание нагрузок с помощью численного моделирования, анализ ее фильтрации методом конечных эле-ментов при динамических воздействиях и разработаны предложения для исключения скопления профильтровавшейся воды через тело перемычки.

Ключевые слова: конструктивно-технологические решения, перемычки, временные гидротехнические сооружения, сопряжения с грунтовым основанием.

STRUCTURAL AND TECHNOLOGICAL SOLUTIONS OF JUMPERS – TEMPORARY HYDRAULIC STRUCTURES AND THEIR INTERFACE WITH THE SOIL BASE

S. S. Rekunov, N. V. Kupchikova, A. A. Churakov

Rekunov Sergey Sergeyevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor the Department of Structural Mechanics, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: + 7 (8442) 96-98-17; e-mail: rekunoff@mail.ru;
Kupchikova Natalya Viktorovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Building Structures, Buildings and Structures, Russian University of Transport (RUT MIIT); Senior Researcher, Research Institute of Urban Transport of the City of Moscow «MosTransProject», Moscow, Russian Federation; e-mail: kupchikova79@mail.ru;
Churakov Aleksey Aleksandrovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Depart-ment of Building Structures, Foundations and Reliability of Structures, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: + 7 (8442) 96-99-90; e-mail: alexei.churakov@yandex.ru

In the article, as part of the study of the influence of structural and technological solutions for the device of bridges of navigable hydraulic structures on filtration processes and the stability of the embankment of the core of the dam under operational influences, the following is performed analysis of structural and technological solutions for the device of bridges of the SGTS, and analysis of methods for blocking the riverbed, as processes of gradual compression of the flow until the appearance of flow velocities that erode the riverbed and the filling material, and also criteria have been identified to ensure the filtration strength of the soil for filling the core of a soil dam. At the next stage, a study will be conducted of the potential destruction of the bulkhead when calculating for the main combination of loads using numerical modeling, an analysis of its filtration using the finite element method under dynamic effects, and proposals will be developed to eliminate the accumulation of filtered water through the bulkhead body.

Keywords: structural and technological solutions, jumpers, temporary hydrotechnics.

Полный текст статьи

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТРАМВАЙНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКВЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СУЩЕСТВУЮЩУЮ ЗАСТРОЙКУ

В. П. Титов, В. И. Гришин, Н. В. Купчикова, Ю. В. Лазуткин

Титов Владимир Павлович, директор, Научно‑исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: TitovVP@mos.ru;
Гришин Виктор Иванович, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель, Научно‑исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: GrishinVI@mtp.mos.ru;
Купчикова Наталья Викторовна, старший научный сотрудник, Научно‑исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект»; кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции, здания и сооружения», Российский университет транспорт» (РУТ МИИТ), г. Москва, Российская Федерация; e-mail: kupchikova79@mail.ru;
Лазуткин Юрий Викторович, заместитель директора по городскому наземному электрическому транспорту, Научно‑исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект»; аспирант, Российский университет транспорта (РУТ МИИТ), г. Москва, Российская Федерация; e-mail: LazutkinYV@mtp.mos.ru

В статье рассмотрены принципы работы системы электроснабжения и реализации перспективных, инновационных проектов, а также территориально-пространственное развитие трамвайной транспортной системы столицы России с учетом инфраструктурного развития и применяемых современных конструктивно-технологических решений путей. Выявлены основные принципы и критерии развития трамвайной инфраструктуры системы. Территориально-пространственное развитие трамвайной транспортной инфраструктуры Москвы оказывает существенное влияние на существующую конструктивную застройку города, в особенности на фундаменты, подземную часть и несущие конструкции зданий, сооружений. В связи с этим в ведущем научно-исследовательском центре транспортного планирования и проектирования в городе Москве ГБУ «МосТрансПроект» специалистами обозначены и ведутся научные, опытно-конструкторские разработки, направленные на снижение негативного влияния.

Ключевые слова: территориально-пространственное развитие, трамвайная транспортная инфраструктура, Москва, влияние на существующую застройку.

THE SPATIAL DEVELOPMENT OF MOSCOW’S TRAM TRANSPORT INFRASTRUCTURE AND ITS IMPACT ON EXISTING BUILDINGS

V. P. Titov, V. I. Grishin, N. V. Kupchikova, Yu. V. Lazutkin

Titov Vladimir Pavlovich, Director, Research and Design Institute of Urban Transport of Moscow “MosTransProekt”, Moscow, Russian Federation; e-mail: TitovVP@mos.ru;
Grishin Viktor Ivanovich, Doctor of Economics Sciences, Professor, Scientific Director, Moscow Research and Design Institute of Urban Transport “MosTransProekt”, Moscow, Russian Federation; e-mail: GrishinVI@mtp.mos.ru;
Kupchikova Nataliya Viktorovna, Senior Researcher, Research and Design Institute of Urban Transport in Moscow “MosTransProek”t; Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Building Structures, Buildings and Structures, Russian University of Transport (RUT MIIT), Moscow, Russian Federation; e-mail: kupchikova79@mail.ru;
Lazutkin Yuriy Viktorovich, Deputy Director for Urban Ground Electric Transport, Research and Design Institute of Urban Transport of the City of Moscow «MosTransProekt»; postgraduate student, Russian Univer-sity of Transport (RUT MIIT), Moscow, Russian Federation; e-mail: LazutkinYV@mtp.mos

The article considers: the territorial and spatial development of the tram transport system of the capital of Rus-sia, taking into account the infrastructural development, the applied modern constructive and technological solutions of the tracks, the principles of operation of the power supply system and the implementation of promising and innovative projects. The basic principles and criteria for the development of the tram infrastructure of the system are revealed. The territorial and spatial development of Moscow’s tram transport infrastructure has a significant impact on the existing structural development of the city, especially on the foundations, underground part and supporting structures of buildings and structures, in connection with which in the Leading Research Center for Transport Planning and Design in Moscow, State Budgetary Institution “MosTransProekt” specialists have identified and are conducting scientific and experimental design developments aimed at reducing the negative impact.

Keywords: spatial development, tram transport infrastructure, Moscow, impact on existing buildings.

Полный текст статьи

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ КОНТАКТНЫХ СЕТЕЙ ТРАМВАЙНЫХ И ТРОЛЛЕЙБУСНЫХ ЛИНИЙ

Ю. В. Лазуткин, В. А. Петров, Н. А. Сушилина

Лазуткин Юрий Викторович, заместитель директора по городскому наземному электрическому транспорту, Научно‑исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект»; аспирант, Российский университет транспорта (РУТ МИИТ), г. Москва, Российская Федерация; e-mail: LazutkinYV@mtp.mos.ru;
Петров Василий Алексеевич, начальник отдела контактных и кабельных сетей, Научно‑исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект», г. Москва, Российская Федерация;
Сушилина Наталья Алексеевна, заместитель начальника отдела контактных и кабельных сетей, Научно‑исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект», г. Москва, Российская Федерация

В статье представлен анализ развития конструктивно-технологических решений и элементов, применяемых при строительстве контактных сетей городского электрического транспорта, а также современные тенденции и перспективы развития. Инновационные конструкции и технологии, применяемые для строительства контактной сети городского транспорта, обеспечивают безопасность, скорость и эксплуатационную надежность всего комплекса. Исследование многих факторов влияет на выбор оптимальной схемы подвешивания контактного провода и расстановки опор контактной сети. Рассмотрены особенности замены стального каната на композитный трос из кевларовых волокон для устройства тросовых поперечин и подвешивания контактного провода применения, что будет серьезным шагом к фундаментальным преобразованиям технологий, применяемых при возведении городского электрического транспорта.

Ключевые слова: трамвайные пути, конструктивно-технологические решения, строительство, элементы контактной сети, грузовой компенсатор, фиксатор контактного провода, токоприемник.

DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE AND TECHNOLOGICAL SOLUTIONS FOR THE CONSTRUCTION OF CONTACT NETWORKS OF TRAM AND TROLLEYBUS LINES

Yu. A. Lazutkin, V. A. Petrov, N. A. Sushilina

Lazutkin Yuriy Viktorovich, Deputy Director for Urban Ground Electric Transport, Research and Design Institute of Urban Transport of Moscow “MosTransProekt”; postgraduate student, Russian Univer-sity of Transport (RUT MIIT), Moscow, Russian Federation; e-mail: LazutkinYV@mtp.mos.ru;
Petrov Vasiliy Alekseyevich, Head of the Department of Contact and Cable Networks, Scientific Research and Design Institute of Urban Transport of Moscow «MosTrans-Project», Moscow, Russian Federation;
Sushilina Nataliya Alekseyevna, Deputy Head of the Department of Contact and Cable Networks, Research and Design Institute of Urban Transport of Moscow «MosTransProekt», Moscow, Russian
Federation

The article presents an analysis of the development of structural and technological solutions and elements used in the construction of urban electric transport contact networks, current trends and development prospects. Innovative designs and technologies used for the construction of the urban transport contact network ensure the safety, speed and operational reliability of the entire urban transport complex. The study of many factors influences the choice of the optimal scheme for hanging the contact wire and installing the supports of the contact network. The features of replacing a steel rope with a composite cable made of Kevlar fibers for the installation of cable crossbars and suspension of the contact wire of the application are considered, which will be a serious step towards fundamental transformations of technologies used in the construction of urban electric transport.

Keywords: tram tracks, contact network, elements of the contact network, contact wire, cargo compensator, contact wire retainer, current collector.

Полный текст статьи

ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ ЖЕСТКОСТИ СТЕРЖНЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОМУ УРАВНЕНИЮ ПРИ ЕГО ИЗГИБЕ

А. Е. Евсеев, И. Н. Гарькин, Э. Ю. Абдуллазянов

Евсеев Александр Евгеньевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Механика», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза, Российская Федерация; e-mail: ae-73@yandex.ru;
Гарькин Игорь Николаевич, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Защита в чрезвычайных ситуациях», Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Российская Федерация; e-mail: ig-or_garkin@mail.ru;
Абдуллазянов Эдвард Юнусович, кандидат технических наук, доцент, Лауреат премии правительства в области науки и техники РФ, ректор, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация; e-mail: kgeu@kgeu.ru

Построение матриц жесткости для элементов стержневой системы представляет собой элементарную задачу, когда не учитывается явление продольно-поперечного изгиба и рассматривается лишь статическое нагружение системы, не связанной с упругим основанием. Задача резко усложняется при деформационном расчете системы, связанной с упругим основанием под действием динамических нагрузок. Данная работа посвящена разработке методики построения матриц жесткости с использованием дифференциальных уравнений изогнутой оси стержня при различных статических и кинематических граничных условиях.

Ключевые слова: строительная механика, матрица жесткости, упругое основание, динамические нагрузки, дифференциальные уравнения.

FORMATION OF THE ROD STIFFNESS MATRIX BY THE DIFFERENTIAL EQUATION DURING ITS BENDING

A. Ye. Yevseyev, I. N. Garkin, E. Yu. Abdullazyanov

Yevseev Aleksandr Yevgenyevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Mechanics Department, Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russian Federation; e-mail: ae-73@yandex.ru;
Garkin Igor Nikolayevich, Candidate of Technical Sciences, Head of Protection in Emergency Situations Department, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (First Cossack University); Moscow, Russian Federation; e-mail: igor_garkin@mail.ru;
Abdullazyanov Edward Yunusovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Laureate of the Government Prize in the Field of Science and Technology of the Russian Federation, Rector, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation; e-mail: kgeu@kgeu.ru

Construction of stiffness matrices for elements of a rod system is an elementary task when the phenomenon of longitudinal-transverse bending is not taken into account and only static loading of a system not connected to an elastic foundation is considered. The task becomes much more complicated during deformation calculation of a system connected to an elastic foundation under dynamic loads. This work is devoted to the development of a method for constructing stiffness matrices using differential equations of the bent axis of a rod under various static and kinematic boundary conditions.

Keywords: structural mechanics, stiffness matrix, elastic foundation, dynamic loads, differential equations.

Полный текст статьи

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЛЬТРАЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГРУНТОВЫХ ПЕРЕМЫЧЕК ПЛОТИН

С. С. Рекунов, Н. В. Купчикова, И. В. Федосюк

Рекунов Сергей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Строительная механика», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: + 7 (8442) 96-98-17; e-mail: rekunoff@mail.ru;
Купчикова Наталья Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции, здания и сооружения», Российский университет транспорт» (РУТ МИИТ); старший научный сотрудник, научно-исследовательский институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: kupchikova79@mail.ru;
Федосюк Игорь Викторович, главный инженер проекта, ООО «МКЛ Плюс», г. Волгоград, Российская Федерация; e-mail: iviktorovich34@mail.ru

В результате изучения влияния конструктивно-технологических решений устройства перемычек как временных судоходных гидротехнических сооружений на фильтрационные процессы и устойчивость насыпи ядра плотины при эксплуатационных воздействиях проведено исследование потенциального разрушения перемычки при расчете на основное сочетание нагрузок с помощью численного моделирования. Выполнен анализ фильтрационной устойчивости методом конечных элементов при динамических воздействиях. Разработаны предложения для исключения скопления профильтровавшейся воды через тело перемычки.

Ключевые слова: фильтрационная устойчивость, конструктивно-технологические решения, перемычки, временные гидротехнические сооружения, сопряжения с грунтовым основанием.

NUMERICAL SIMULATION OF FILTRATION STABILITY OF DAMS’ GROUND BRIDGES

S. S. Rekunov, N. V. Kupchikova, I. V. Fedosyuk

Rekunov Sergey Sergeevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Construction Mechanics, Volgograd State Technical University,
Volgograd, Russian Federation, tel.: + 7 (8442) 96-98-17; e-mail: rekunoff@mail.ru;
Kupchikova Natalya Viktorovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department «Building Structures, Buildings and Structures», Russian University of Transport (RUT MIIT); Senior Researcher, Research Institute of Urban Transport of Moscow «MosTransProekt», Moscow, Rus-sian Federation; e-mail: kupchikova79@mail.ru;
Fedosyuk Igor Viktorovich, Chief Project Engineer, MKL Plus LLC, Volgograd, Russian Federation; e-mail: iviktorovich34@mail.ru

As a result of studying the influence of structural and technological solutions for the device of bridges, as temporary navigable hydraulic structures on filtration processes and the stability of the embankment of the core of the dam under operational influences, the following were performed: analysis of structural and technological solutions for the device of bridges of the SGTS; analysis of methods for blocking the riverbed, as processes of gradual compression of the flow until the appearance of flow velocities that erode the riverbed and the filling material; criteria have been identified to ensure the filtration strength of the soil for filling the core of a soil dam; a study of the poten-tial destruction of the jumper was carried out when calculating the main combination of loads using numerical modeling; analysis of the filtration stability of the jumper by the finite element method under dynamic influences; proposals have been developed to eliminate the accumulation of filtered water through the body of the bridge.

Keywords: filtration stability, structural and technological solutions, bridges, temporary hydraulic structures, interfaces with the soil base.

Полный текст статьи