Перспективы развития строительного комплекса

материалы ежегодной международной научно-практической конференции

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН – УЧАСТНИЦ ЕАЭС. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНКА ТРУДА

INTERNATIONALISATION OF HIGHER EDUCATION FOR KNOWLEDGE AND TECHNOLOGY TRANSFER IN EGYPT

M. A. Zaki Ewiss, S. Afifi

Nahda University (Beni Suef, Egypt)

Университет Нада (НУБ) предполагает, что интернационализация высшего образования обеспечит мировое сообщество образованием, которое соответствует современным требованиям и которое быстро реагирует на изменения. Сам университет характеризуется участием в процессе глобализации, независимостью и мультикультурализмом. В данной статье рассматриваются изменения, происходящие в сфере высшего образования в Египте, и представлены варианты ее изменения в будущем. Данный до-клад представляет краткий экскурс в историю науки Египта, также представлены результаты СВОТ-анализа, помогающие определить сильные и слабые стороны, а также указаны различные возможности улучшения системы высшего образования в Египте. Дополнительно мы разработали дорожную карту улучшения ситуации в сфере высшего образования. Данный подход состоит из следующих характеристик: 1) увеличение объема знаний о разработке специализированных программ об обучении в университете; 2) разработка международных программ о сотрудничестве; 3) увеличение различных возможностей для обеспечения студенческой мобильности; 4) увеличение различных возможностей для ППС университета и студентов продолжить свое обучение в заграничных университетах, с получением стипендий на обучение; 5) освоение новых образовательных технологий, методов обучения; 6) предоставление возможности обучения за рубежом без увеличения общего периода обучения путем значительной интеграции учебных планов; 7) значительная культурная интеграция посредством студенческих обменов; 8) увеличение возможностей трудоустройства студентов посредством их участия в функционировании мирового рынка труда. Стратегия университета заключается в развитии данного приоритета. Мы уверены, что выраженная дифференциация, большая свобода и сотрудничество являются ключевыми параметрами улучшения качества и укрепления позиций нашего университета как одного из ведущих учреждений высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, трансфер знаний, интернационализация, технология трансфера.

Nahda University (NUB) believes that internationalisation of higher educational is able to provide global society with an education, that meets current needs and that can respond effi-ciently to contemporary demands and challenges. NUB are characterized by globalisation, interdependence, and multi-culturalism. In this paper, we will discuss the challenges of the Egyptian Higher Education system and the future vision to improve this system. In this report, a brief history of science in Egypt as well as the SWOT analysis to determine the strengths, weakness and the opportunities of improving the higher education in Egypt has been present-ed. In addition, we present a road map for the future vision of higher education system. This vision includes the following: 1) increasing knowledge on the development of specialized pro-grams of study at the university; 2) developing international cooperation programs, which focus on the development of the students and staff skills, and providing academic culture and learning opportunities; 3) increasing the opportunities for student mobility, and research projects for faculty members; 4) increased opportunities for staff faculty and students to continue to learn foreign universities, and to benefit from scholarships in various disciplines; 5) taking the advantage of the educational experience and modern teaching methods; 6) providing the opportunities to study abroad without increasing the period of time required for graduation, and through greater integration in the curricula and programs; 7) more cultural interaction through student exchanges and 8) improving and providing job opportunities for graduates through participation in the global labor market. The NUB strategy to move towards that vi-sion is stated. We are confident that greater explicit differentiation, greater freedom and greater collaboration are the keys to delivering the further improvement in quality we shall need to retain and strengthen our position as one of the world’s leading higher education systems.

Keywords: Higher Education, Knowledge Transfer, Internationalisation, Technology Transfer.

Полный текст статьи

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н. Д. Аверьянова

Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж (г. Астрахань)

Мотивация к обучению остается ключевым направлением в обучении специалистов в современных условиях. Приведены примеры по формированию мотивов к обучению специалистов среднего звена.

Ключевые слова: мотивация, междисциплинарный курс, обучающийся, обучение, деятельность.

The motivation to training remains the key direction in training of specialists in modern conditions. Examples on formation of motives to training of experts of an average link are giv-en.

Keywords: motivation, cross-disciplinary course, student, training, activity.

Полный текст статьи

РОЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.09 «ИХТИОЛОГИЯ И РЫБОВОДСТВО»

С. Д. Егорова

Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж (г. Астрахань)

Введение федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования направлено на соответствие качества подготовки специалистов к требованиям регионального рынка труда. В стратегии модернизации российского образования, в стандартах третьего поколения заявлено о необходимости реализации компетентностного подхода в образовании. Такой подход предполагает не трансляцию знаний от преподавателя к студенту, а формирование профессиональной компетентности, способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач общих и профессиональных компетенций. Одним из методов формирования профессиональных компетенций является применение в обучении практико-ориентированных технологий, которые позволяют создать условия, в которых обучающийся имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознан-ной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.

Ключевые слова: обучающиеся, компетенции, практико-ориентированные технологии, ролевая игра, производственная ситуация, ситуационные задачи.

Entering of federal educational standards of secondary professional education is directed to compliance of quality of training of specialists to requirements of the regional labor market. In the strategy of upgrade of Russian education in standards of the third generation it is de-clared need of implementation of competence-based approach for education. Approach as-sumes not broadcast of knowledge from the teacher to the student, and successfully to act forming of professional competence, a capability on the basis of practical experience, abilities and knowledge in case of the solution of tasks of general and professional powers. One of methods of forming of professional competences is application in training of the practice-oriented technologies which allow to create conditions in which the student has an opportuni-ty to reveal and realize the interest in knowledge, to master various forms of educational activ-ities and to make knowledge the habitual, conscious need necessary for self-development and adaptation for society.

Keywords: students, competences, the practice-oriented technologies, role play, production situation, situa-tional tasks.

Полный текст статьи

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Р. Р. Кусалиева

Колледж строительства и экономики Астраханского государственного архитектурно-строительного университета

В современном мире как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, рационализировать и оценивать технику. Решение этой ситуации во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе среднего специального образования, и, в частности, преподавания специальной дисциплины «Инженерная графика». Применение инновационных технологий на занятиях по инженерной графике позволяет отобрать необходимое со-держание и средства обучения в соответствии с программой федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, современными требованиями производства и выбранной специальности.

Ключевые слова: инженерная графика, инновация, чертеж, профессиональные компетенции, пространственное воображение, конструкторская документация, AutoCAD, «Компас», информационные технологии, мультимедийное оборудование.

To date, the development of our society as never before, increased social need for in-ventive thinking and creative personalities. The need for creative activity specialist and the development of thinking, the ability to design, rationalize, and evaluate equipment. The solu-tion to this situation depends largely on the content and technology of training of future spe-cialists in the system of secondary special education, and in particular of teaching special dis-ciplines «Engineering graphics». The use of innovative technologies in the classroom, «Engi-neering graphics» allows you to select the appropriate content and means of teaching in ac-cordance with the program of the Federal state standard of secondary professional education with modern production requirements and the chosen specialty.

Keywords: engineering graphics, innovation; drawing, professional competence, spatial imagination, the design documentation, AutoCAD, Kompas, information technology, multimedia equipment.

Полный текст статьи

СООТВЕТСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ – ВАЖНЫЙ ШАГ К МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. П. Плотникова

Колледж строительства и экономики Астраханского государственного архитектурно-строительного университета

Представлен анализ соответствия структуры и содержания профессионального модуля на получение рабочей профессии «Штукатур» профессиональному стандарту. Подробно описана структура и содержание модуля, критерии оценки.

Ключевые слова: образовательные стандарты, профессиональные стандарты, модульно-компетентностный подход, профессиональные компетенции, трудовые функции, ква-лификационный разряд, уровень квалификации.

The analysis of conformity of structure and content of the professional module to obtain a working profession «Plasterer» professional standard. Described in detail the structure and content of the module, assessment criteria.

Keywords: educational standards, professional standards, modular and competence approach, profes-sional competence, work performance, qualification level, qualification.

Полный текст статьи

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ

Т. Я. Сорокина, И. Ю. Тущенко

Колледж строительства и экономики Астраханского государственного архитектурно-строительного университета

В данной статье рассмотрен процесс формирования профессиональных компетенций у студента-архитектора в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В процессе обучения, осваивая профессиональный модуль «Проектирование объектов архитектурной среды», студент должен овладеть разнообразными техническими приемами, системами автоматизированного проектирования, научиться правильно, ясно излагать свои мысли, грамотно пользоваться технической, нормативной литературой. Работа над реальным проектом, проектная научно-исследовательская деятельность, выступления на конференциях, конкурсах, проект, воплощенный в жизнь, являются дополнительным стимулом к овладению профессией. В учебный план включены производственная и преддипломная практики. Работодатели предъявляют определенные требования к студентам, приходящим на практику. Наиболее перспективна разработка устойчивого взаимодействия образовательного учреждения с работодателя-ми и заказчиками. Руководители практики должны принимать участие в разработке программ практик, помогать студентам в выборе тем курсовых и дипломных проектов, осуществлять руководство и рецензирование. В статье приведены результаты проектного обучения студентов колледжа строительства и экономики АГАСУ.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, студент, модуль, производство, практика, реальный проект, архитектор, работодатель, заказчик.

This work aims to consider the process of formation of professional competence to the student-architect in accordance with state educational standards. In the process of learning, mastering professional module «Design of architectural environment objects», the student must master a variety of techniques, CAD systems, learn how to clearly express their thoughts, competently use the technical, regulatory literature. Work on a real project, the project research activities, presentations at conferences, competitions, project life are embodied in an addition-al incentive for a profession. The curriculum includes manufacturing and pre-diploma practice. Employers impose certain requirements for students who come to practice. The most promis-ing development of sustainable cooperation of educational institutions with employers and customers. Leaders of practice should be involved in the development of practice programs to help students in choosing the course and diploma projects, guide and review. The results of project-based learning college construction and Aghasi economy.

Keywords: рrofessional competence, student module, production, practice, real project, the architect, the employer, the customer.

Полный текст статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СПО ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ С РАБОТОДАТЕЛЕМ

И. Ю. Тущенко, Т. Я. Сорокина

Колледж строительства и экономики Астраханского государственного архитектурно-строительного университета

Основной задачей подготовки среднего звена по специальности «Архитектор» является формирование полноценного специалиста, готового выполнять весь производственный процесс. Формировать образовательное пространство необходимо вместе с работодателем. Для этого в учебный процесс необходимо внедрять реальный проект. Это проект, выполненный силами студентов. В процессе выполнения такой работы студенты постоянно контактируют с работодателем. В этой ситуации работодатель выступает в качестве заказчика. Реальный проект является хорошей мотивацией студента в профессиональной деятельности. В образовательное пространство нужно включать и сквозной проект, который выполняется на каждом этапе обучения, начиная с младших курсов и заканчивая дипломным проектом. Но для сквозного проекта необходимо длительное время. Реальный проект может являться курсовой работой. Все образовательные документы обязательно должны иметь содержательную экспертизу, рецензии, которые должен подписать работодатель. Привлекать работодателей к учебному процессу необходимо для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: архитектор, профессиональный модуль, производственная практика, реальный проект, компетенции, проектная документация, специалист, нормативные документы, образовательный стандарт, задачи, эскизы, колледж, администрация.

The main purpose of training mid-level professionals in the specialty «Architect» is the formation of a full-fledged professional, ready to carry out the entire production process. Shaping educational space needed together with the employer. For this purpose, the learning process is necessary to introduce a real project. This project, made by students. In carrying out this work, students are constantly in contact with the employer. In this situation, the employer acts as a customer. The real project is a good student motivation in their professional activities. The need to include educational space and through the project, which is carried out at every stage of education, starting with the first years and ending with a diploma. But it takes a long time for the cross-cutting project. The actual project may be coursework. All educational doc-uments must be meaningful examination review, which should be signed by the employer. Involve employers in the educational process necessary for the formation of students’ general and professional competences.

Keywords: architect, professional module, internship, real project, competence, the design documentation, specialist, regulatory documents, educational standard, tasks, sketches, college, administration.

Полный текст статьи