27 октября 2022 г. в рамках работы XVI Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов «Перспективы развития строительного комплекса: образование, наука, бизнес», посвященной 30-летию АГАСУ, состоялась работа секции «Социально-гуманитарные исследования как фактор устойчивого развития региона».
В этом году площадка секции объединила студентов и преподавателей из разных регионов России и стран ближнего зарубежья. Доклады и публикации представили крупнейшие российские и зарубежные вузы: Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина, Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. Традиционно высокий интерес к конференции демонстрирует важность и востребованность этого научного мероприятия.
На секции обсуждались такие ключевые вопросы, как ментальные доминанты социума; аспекты билингвизма в полилингвальном регионе; психологические аспекты межкультурной коммуникации; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; современные образовательные практики; дистанционное обучение будущих инженеров-строителей в контексте устойчивого развития; социальная адаптация студентов вуза; социальные, философские и гуманитарные аспекты развития региона в общетеоретическом и конкретно-историческом контекстах; вопросы социокультурной и конфессиональной безопасности Каспийского региона. Конференция стала площадкой для обмена опытом, а также интеграции молодых ученых в научно-исследовательское пространство в области исследования факторов устойчивого развития регионов, их влияния на современное общество.
Необходимо отметить тесное взаимодействие кафедры философии, социологии и лингвистики АГАСУ с другими структурными подразделениями университета – колледжем строительства и экономики и колледжем жилищно-коммунального хозяйства, на базе которых в рамках работы секции были проведены два важных мероприятия.
В колледже строительства и экономики состоялся круглый стол «Воспитание любви к родному краю как условие духовно-нравственного развития и воспитания личности подрастающего поколения», целью которого стало расширение представления обучающихся о малой родине, ее прошлом и настоящем, пробуждение интереса к ее истории. В мероприятии приняли участие студенты и преподаватели колледжа строительства и экономики, колледжа АГУ им. В. Н. Татищева, Каспийского института морского и речного транспорта им. генерала-адмирала Ф. М. Апраксина (филиала Волжского государственного университета водного транспорта), Астраханского государственного политехнического колледжа.
В представленных докладах поднимались вопросы сохранения духовых святынь Астрахани, памятников деревянного зодчества. Участники мероприятия с интересом обсуждали проблему меценатства, говорили об удивительных людях Астраханского края – Розе Даветьян, Иване Варвации. Живой интерес у слушателей вызвал доклад о поверьях, духах астраханских казахов. В рамках заседания были рассмотрены работы о суровых военных годах, опасном положении на астраханском направлении летом 1942 г., героях-астраханцах, их подвигах, деятельности поисковых движений, в частности отряда «Дельта», функционирующего на базе колледжа строительства и экономики АГАСУ.
В колледже жилищно-коммунального хозяйства был проведен круглый стол «Культурное наследие как фактор устойчивого развития региона», цель которого заключалась в том, чтобы познакомить студентов с культурным наследием Астраханского края, показать значение историко-культурного наследия в повышении социальной и экономической устойчивости региона. Ключевые вопросы дискуссии были связаны с перспективными направлениями культурного наследия области: природным богатством, традициями, обычаями, литературным наследием, туризмом, реставрационными работами, патриотическим воспитанием в современном российском обществе и т. д. Доклады носили как теоретический, так и практико-ориентированный характер.
Надеемся, что интересные дискуссии и конструктивные диалоги во время работы секции, исследования проектных групп студентов и молодых ученых будут способствовать развитию научных направлений в области философии, социологии, истории, культуры, филологии, педагогики, физической культуры, а также помогут в укреплении научных связей и международного сотрудничества.
Кафедра философии, социологии и лингвистики