Исполняющий обязанности ректора Астраханского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Стрелков на ученом совете вуза рассказал о новой модели высшего образования, уделив особое внимание основным принципам ее работы и новым подходам к подготовке кадров под существующие и будущие потребности экономики региона.

Масштабная работа по переходу на новую модель высшего образования проводится в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. В 2023 году глава государства в послании Федеральному собранию подчеркнул, что в высшей школе назрели существенные изменения, которые обусловлены новыми требованиями к специалистам в сфере экономики и социальных отраслях. При этом на принципиальном уровне было обозначено, что необходимо использовать все лучшее, что было в советской системе образования и опыте последних десятилетий.

С этой целью в том же году стартовал пилотный проект, направленный на отработку ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему высшего образования.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков подчеркнул, что новая модель – это не революционный, а эволюционный шаг.

«Успешность перехода на новую модель высшего образования зависит прежде всего от вас, от каждого преподавателя и сотрудника университета. Именно поэтому так важно четко определиться с целеполаганием. Сделать это таким образом, чтобы его одинаково понимали все – от руководства министерства до преподавателя кафедры. Преобразования не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования. Они должны носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ, материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования», – отметил министр.

По словам Валерия Фалькова, все изменения внутри системы должны вести к повышению качества образования и тому, чтобы российские университеты готовили специалистов с учетом как текущих задач, так и перспективных потребностей рынка труда.

И. о. ректора АГАСУ прокомментировал, что данная модель появилась в связи с необходимостью обеспечения технологической независимости и технологического лидерства, сбалансированной подготовки кадров в интересах экономики и повышения качества высшего образования.

Ключевые изменения в системе высшего образования:

  1. Вводится единый уровень – высшее образование (новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт).
  2. Срок получения образования должен быть достаточным для завершенной подготовки. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит 5 лет. Будут и более короткие, 4-летние программы, например для сферы туризма и индустрии гостеприимства. 6-летнее образование будет предусмотрено по более сложным и наукоемким видам деятельности.
  3. Состоится обновление государственных образовательных стандартов. В их основе будет единое ядро, состоящее из социогуманитарной и фундаментальной частей. Принципы, которые положены в разработку стандартов, – это обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента.
  4. Важной частью новой модели должна стать более тесная связь высшего образования с системой среднего профессионального образования.
  5. В составе федеральных учебно-методических объединений должно быть не менее половины работодателей, которые будут транслировать ожидания от системы высшего образования.
  6. Магистратура будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.

В настоящее время Минобрнауки России вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам.

Управление научно-исследовательской работы и международных связей

Рассчитать платеж