Инженерно-строительный вестник Прикаспия

Научно-технический журнал АГАСУ

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОЗЕЛЕНЕНИЯ ФАСАДОВ НА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗДАНИЙ

П. И. Толмасова, А. Н. Гойкалов, М. В. Новиков

Толмасова Полина Игоревна, магистрант, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (919) 189-94-22; e-mail: ptolmasova@gmail.com;
Гойкалов Андрей Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры проектирования зданий и сооружений им. Н. В. Троицкого, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (960) 111-44-40; e-mail: goykalov78@mail.ru;
Новиков Михаил Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры проектирования зданий и сооружений им. Н. В. Троицкого, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (920) 214-17-61; e-mail: novikov-2005@mail.ru

Рассмотрена технология «зеленых» фасадов, которая недостаточно изучена и не имеет широкого применения в нашей стране. Однако существует широкая практика применения данных систем за рубежом. Представлены результаты исследования влияния вертикального озеленения различных вариантов конструкций фасадов зданий на температуру внешней и внутренней поверхностей стен и микроклимат внутри помещений. Объектом исследования было здание велотрека в г. Евпатория, Республика Крым. Моделирование микроклимата помещений и городской среды выполнено с помощью программного комплекса Envimet. Сформулированы выводы, и определена оптимальная конструкция вертикального озеленения с точки зрения охлаждающего эффекта. Установлено, что разница температур внешней и внутренней поверхностей стены с войлочной фасадной системой вертикального озеленения по сравнению с базовым вари-антом составила 10,01 оС и 3,9 оС соответственно, модульной системы – 4,57 оС и 1,4 оС, системы вертикального озеленения с опорой на фасад – 1,89 оС и 1,9 оС. Независимой группой экспертов по ряду показателей, характеризующих сочетание здания с окружающей средой, дана квалиметрическая оценка качества архитектурной среды здания велотрека.

Ключевые слова: вертикальное озеленение, фасад, энергосбережение, энергоэффективность, «зеленое» строительство, температура воздуха, эксперимент, архитектурная среда.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF VERTICAL GREENING OF FACADES ON THE ENERGY EFFI-CIENCY OF BUILDINGS

P. I. Tolmasova, A. N. Goykalov, M. V. Novikov

Tolmasova Polina Igorevna, graduate student, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (919) 189-94-22; e-mail: ptolmasova@gmail.com;
Goykalov Andrey Nikolayevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Design of Buildings and Structures named after N. V. Troitsky, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (960) 111-44-40; e-mail: goykalov78@mail.ru;
Novikov Mikhail Viktorovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Design of Buildings and Structures named after N. V. Troitsky, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (920) 214-17-61; e-mail: novikov-2005@mail.ru

The technology of «green» facades is considered, which is not well understood and is not widely used in our country, however, there is a wide practice of using these systems abroad. The results of a study of the influence of vertical gardening of various options for the construction of building facades on the temperature of the external and internal surfaces of the walls and the microclimate inside the premises are presented. The object of the study was the building of the cycle track in Evpatoria, the Re-public of Crimea. Modeling of the indoor microclimate and the urban environment was performed using the Envimet software package. Conclusions are formulated and the optimal design of vertical gardening is determined from the point of view of the cooling effect. It has been established that the difference in temperatures of the outer and inner surfaces of the wall with a felt facade system of vertical gardening compared to the base case was 10.01 °C and 3.9 °C, respectively, of the modular system — 4.57 °C and 1.4 °C, of the vertical gardening system based on the facade – 1.89 °C and 1.9 °C. An independent group of experts on a number of indicators characterizing the combination of a building with the environment, gave a qualimetric assessment of the quality of the architectural environment of the cycle track building.

Keywords: vertical gardening, facade, energy saving, energy efficiency, green building, air temperature, experiment, architectural environment.

Полный текст статьи

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ АНАЛИЗЕ ОПАСНОСТИ ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО ОБРУШЕНИЯ

П. А. Кореньков, В. В. Герман

Кореньков Павел Анатолиевич, кандидат технических наук, доцент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Российская Федерация, тел.: +7 (495) 287-49-14 (доб. 1747); e-mail: kpa_gbk@mail.ru;
Герман Владислав Вадимович, студент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Российская Федерация, тел.: +7 (919) 720-15-44; e-mail: vladislav.german@mail.ru

Приведены результаты численного моделирования конструкций многоэтажного железобетонного каркаса при аварийных и эксплуатационных нагрузках. При этом рассмотрено два варианта армирования конструкции: без дополнительного армирования, второй – с введением в узловые зоны дополнительной канат-ной арматурой. Построение расчетной модели выполнено с учетом физической и геометрической нелинейности. Анализ результатов показал, что путем введения дополнительного армирования можно добиться снижения деформативности ригелей до 23 %. Дополнительное армирование снижает концентрацию напряжений в узловых зонах и способствует перераспределению усилий в элементах несущей системы, сопротивляясь явлениям прогрессирующего обрушения. Предложенные конструктивные мероприятия могут найти практическое применение в проектировании и строительстве подобных конструкций, способствуя повышению их безопасности и живучести.

Ключевые слова: дополнительные связи, прогрессирующее обрушение, здание, железобетонный каркас, армирование.

ASSESSMENT OF THE INFLUENCE OF ADDITIONAL CONNECTIONS IN THE ANALYSIS OF THE DANGER OF PROGRESSIVE COLLAPSE

P. A. Korenkov, V. V. German

Korenkov Pavel Anatolyevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, National Research University Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation, phone: +7 (495) 287-49-14 (add. 1747); e-mail: kpa_gbk@mail.ru;
German Vladislav Vadimovich, student, National Research University Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation, phone: +7 (919) 720-15-44; e-mail: vladislav.german@mail.ru

The results of numerical modeling of the structure under accidental impacts and operational loads are present-ed. Two ways of reinforcement were considered: the first – a reinforced concrete frame without additional connections, and the second — a reinforced concrete frame with additional connections. The numerical model was created taking into account the nonlinear law of deformation. The analysis of the results shows that when additional rein-forcement is included, it is possible to reduce the deformations of the beams by up to 23 % in the event of an accident. Additional reinforcement also decreases stress concentration in nodal zones and promotes the redistribution of forces within the structural elements of the load-bearing system, resisting the progressive collapse. This makes the frame structure more resistant to emergency situations. The proposed structural measures can find practical application in the design and construction of such structures, contributing to the improvement of their safety and survivability.

Keywords: additional connections, progressive collapse, building, reinforced concrete frame, reinforcement.

Полный текст статьи

СРАВНЕНИЕ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНЫХ ВЯЖУЩИХ МЕТОДОМ ABCD

Д. Ю. Небратенко

Небратенко Дмитрий Юрьевич, кандидат химических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты», Российский университет транспорта (МИИТ); доцент кафедры «Химия и технология переработки эластомеров», МИРЭА-Российский технологический университет, г. Москва, Российская Федерация, тел.: + 7 (916) 936-35-81; e-mail: nebratenko@mail.ru

Вопросы безремонтной эксплуатации автомобильных дорог в условиях континентального климата, характерного для значительной части Российской Федерации, особенно остро стоят в зимний период. Использование нового подхода для определения температуры растрескивания битумных вяжущих (метод ABCD) позволило провести изучение низкотемпературных свойств исходного битума нефтяного дорожного вязкого БНД 70/100 и полученных на его основе двух марок полимерно-битумных вяжущих ПБВ 40 и ПБВ 60 (в южных регионах России). В результате проведенных исследований показана возможность обоснованного выбора типа и марки вяжущего, соответствующего реальным региональным условиям низкотемпературной эксплуатации автомобильных дорог, без предварительных знаний о компонентном составе, физико-химическом строении, а также эксплуатационных и реологических свойствах битумных вяжущих.

Keywords: температура растрескивания вяжущих, метод ABCD, битумы нефтяные дорожные, бутадиен-стирольные термоэластопласты.

COMPARISON OF LOW-TEMPERATURE INDICATORS OF ROAD BINDERS BY THE ABCD METHOD

D. Yu. Nebratenko

Nebratenko Dmitriy Yuryevich, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor of the Department «Highways. Airfields, Bases and Foundations», Russian University of Transport (MIIT); Associate Professor of the Department «Chemistry and Technology of Elastomer Processing», MIREA-Russian Technological University, Moscow, Russian Federation, phone: + 7 (916) 936-35-81; e-mail: nebratenko@mail.ru

The issues of maintenance-free operation of highways in the conditions of the continental climate characteristic of a significant part of the Russian Federation are particularly acute in winter. The use of a new approach for determining the cracking temperature of bitumen binders (ABCD method) allowed us to study the low-temperature properties of the initial bitumen of petroleum road viscous BND 70/100 and the two grades of polymer-bitumen binders PBB 40 and PBB 60 obtained on its basis, the use of which is most appropriate in the southern regions of Russia. As a result of the conducted research, the possibility of a reasonable choice of the type and brand of binder corresponding to the real regional conditions of low-temperature operation of highways is shown, without prior knowledge of the component composition, physicochemical structure, as well as the operational and rheological properties of bitumen binders.

Ключевые слова: cracking temperature of binders, ABCD method, petroleum road bitumen, styrene-butadiene thermoelastoplast (SBS polymer).

Полный текст статьи

К МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ ЛУЧИСТЫХ ТЕПЛОВЫХ ПОТОКОВ ОТ ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ ЛИНЕЙНОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ

Е. С. Аралов, В. Н. Мелькумов, Б. М. Кумицкий, С. В. Чуйкин

Аралов Егор Сергеевич, аспирант, старший преподаватель кафедры теплогазоснабжения и нефтегазового дела, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (473) 271-53-21; e-mail: vgtu.aralov@yandex.ru;
Мелькумов Виктор Нарбенович, доктор технических наук, профессор кафедры теплогазоснаб-жения и нефтегазового дела, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (473) 271-53-21; e-mail: ser.chu.@mail.ru;
Кумицкий Борис Михайлович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теплогазоснабжения и нефтегазового дела, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (473) 271-53-21; e-mail: boris-kum@mail.ru;
Чуйкин Сергей Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры строительной механики, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Феде-рация, тел.: + 7 (473) 271-53-21; e-mail: ser.chu.@mail.ru

Экологическая составляющая определения плотности лучистых тепловых потоков от линейных излучателей имеет первостепенное значение особенно при рассмотрении вопросов безопасности и здоровья людей, находящихся в рабочей зоне производственного помещения. Лучистое тепло, если его не контролировать должным образом, может представлять несколько рисков, поэтому разработка надежного и точного метода расчета лучистого теплового потока в таких ситуациях необходима для обеспечения безопасной рабочей среды. Основные проблемы, связанные с определением плотности данного вида потоков от излучателей линейной длины, связаны со сложностями лучистого теплообмена, свойствами излучателя и конкретными условиями окружающей среды. Ставится задача разработать надежный и воспроизводимый метод расчета плотности теплового потока от таких излучателей при различных условиях. При создании модели были сделаны некоторые допущения, в том числе линейность излучателя, однородность среды, через которую излучается тепло, и применение закона Стефана – Больцмана в качестве основного руководящего принципа. Радиационные свойства используемых материалов также предполагались постоянными в диапазоне рабочих температур.

Ключевые слова: лучистое отопление, тепловое излучение, инфракрасная радиометрия, фотоны, линейный источник.

TO THE METHOD OF DETERMINING THE DENSITY OF RADIANT HEAT FLUX FROM LINEAR EXTENDERS

Ye. S. Aralov, V. N. Melkumov, B. M. Kumitskiy, S. V. Chuykin

Aralov Yegor Sergeyevich, Postgraduate Student, Senior Lecturer, Department of Heat and Gas Supply and Oil and Gas Business, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (473) 271-53-21; e-mail: vgtu.aralov@yandex.ru;
Melkumov Viktor Narbenovich, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Heat and Gas Supply and Oil and Gas Business, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (473) 271-53-21; e-mail: ser.chu.@mail.ru;
Kumitskiy Boris Mikhaylovich, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Heat and Gas Supply and Oil and Gas Business, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (473) 271-53-21; e-mail: boris-kum@mail.ru;
Chuykin Sergey Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Structural Mechanics, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (473) 271-53-21; e-mail: ser.chu.@mail.ru

The environmental component of determining the calculation of radiant heat fluxes from linear radiators is of paramount importance, especially when considering the safety and health of people in the working area of the production facility. Radiant heat, if not controlled, can lead to risks, so the development of a reliable and accurate method for calculating radiant heat flux in such cases is necessary to ensure the use of the working environment. The main problems associated with determining the increase in the amount of radiant heat fluxes from sources of linear loss, pairing with the complexities of radiant heat transfer, changing the radiator and changing environmental environmental conditions. The task is to develop a reliable and reproducible method for calculating the heat flux from such radiators under various conditions. Several assumptions occurred in the development of the model, including the linearity of the emitter, the homogeneity of the medium through which the heat is radiated, and the application of the Stefan – Boltzmann law as the main guiding volume of listening. The radiation properties of materials are also displayed on the operating temperature screen.

Keywords: radiant heating, thermal radiation, infrared radiometry, photons, line source.

Полный текст статьи

ОСОБЕННОСТИ ГИДРАВЛИЧЕКОГО РАСЧЕТА СЕТЕЙ КАНАЛИЗАЦИИ ИЗ ШАТРОВЫХ ТРУБ

Д. И. Шлычков, А. Г. Челоненко

Шлычков Дмитрий Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Водоснабжение и водоотведение», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Российская Федерация, тел.: +7 (926) 286-56-54; e-mail: ShlyichkovDI@mgsu.ru;
Челоненко Андрей Геннадьевич, студент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Российская Федерация, тел.: +7 (968) 517-79-34; e-mail: andreicelonenco@mail.ru

Рассмотрены основные вопросы, связанные с реконструкцией и гидравлическим расчетом канализационных труб из шатровых труб. Предложен расчет по классической формуле А. Шези, где основные составляющие: площадь сечения потока и скорость движения сточных вод, зависящая от коэффициента шероховатости стенок труб. Целью исследования является оценка пропускной способности трубы при ее реконструкции. Приведено описание и методики расчета канализационных труб шатрового сечения на конкретном примере. Сформирован вывод о зависимости расхода от коэффициента шероховатости материала труб. Предложена разработка таблиц с указанием эквивалентных гидравлических характеристик для трубопроводов шатрового и круглого сечений.

Ключевые слова: сеть канализации, гидравлический расчет, шатровая труба, пропускная способность, кирпичный коллектор.

FEATURES OF HYDRAULIC CALCULATION OF SEWER NETWORKS FROM TENT PIPES

D. I. Shlychkov, А. G. Chelonenko

Shlychkov Dmitriy Ivanovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Water Supply and Sanitation, National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation, phone: +7 (926) 286-56-54; e-mail: ShlyichkovDI@mgsu.ru;
Chelonenko Andrey Gennadyevich, student, National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation, phone: +7 (968) 517-79-34; e-mail: andreicelonenco@mail.ru

The main issues related to the reconstruction and hydraulic calculation of sewer pipes from tent pipes are considered. The calculation is proposed according to the classical formula of A. Shezi, where the main components are: the cross-sectional area of the flow and the velocity of wastewater movement, depending on the roughness coefficient of the pipe walls. The purpose of the study is to assess the capacity of the pipe during its reconstruction. The description and methods of calculation of sewer pipes of tent section on a concrete example are given. The conclusion is formed about the dependence of the flow rate on the roughness coefficient of the pipe material. The development of tables indicating equivalent hydraulic characteristics for tent and circular cross-section pipelines is proposed.

Keywords: sewerage network, hydraulic calculation, tent pipe, capacity, brick collector.

Полный текст статьи

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОСТРОВА ГОРОДСКОЙ г. АСТРАХАНИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО БЕРЕГОУКРЕПЛЕНИЯ

В. В. Белова, Т. К. Курбатова, М. А. Беззубикова

Белова Виктория Владимировна, доцент кафедры дизайна и реставрации, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: +7 (988) 179-12-25; e-mail: viki13.90@mail.ru;
Курбатова Татьяна Камильевна, доцент кафедры дизайна и реставрации, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: +7 (917) 099-03-31; e-mail: kurbatova.201189@yandex.ru;
Беззубикова Марина Александровна, студент, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: + 7 (927) 573-86-36; e-mail: bezzubik1103@gmail.com

Остров Городской имеет большое значение в городской структуре города, связывая правобережную часть города с левобережной. Несмотря на затруднительное освоение острова из-за ежегодного весеннего паводка, данная территория имеет достаточно ресурсного потенциала для успешного развития. В связи с этим в статье проведен комплексный анализ особенностей территории острова Городской. Кратко освещена динамика развития конфигурации местности. Дана оценка рельефа, и определены затопляемые территории. На основании анализа текущего состояния острова выявлены преимущества и недостатки территории с целью возможного формирования на них различных комфортных рекреационных зон. В целях защиты территории острова от паводкового весеннего подъема уровня воды в реке Волга, предложены мероприятия по подготовке грунтов к застройке в затопляемой местности; устройству одноярусной набережной с использованием винтовых свай; созданию берегоукрепления вертикального типа и устройству пляжной зоны.

Ключевые слова: остров Городской, комплексный анализ, затопляемые территории, рельеф, рекреационные зоны, берегоукрепление, винтовые сваи, подготовка грунтов, Микродур, устройство пляжной зоны.

RESEARCH OF THE FORM OF THE TERRITORY OF THE CITY ISLAND OF ASTRAKHAN AND FEATURES OF ITS COAST PROTECTION

V. V. Belova, T. K. Kurbatova, M. A. Bezzubikova

Afinogenova Viktoriya Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Design and Restoration, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, phone: + 7 (988) 179-12-25; e-mail: viki13.90@mail.ru;
Kurbatova Tatyana Kamilyevna, Associate Professor of the Department of Design and Restoration, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, phone: + 7 (917) 099-03-31; e-mail: kurbatova.201189@yandex.ru;
Bezzubikova Marina Aleksandrovna, student, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, phone: + 7(927) 573-86-36; e-mail: bezzubik1103@gmail.com

Urban Island is of great importance in the urban structure of the city, connecting the right-bank part of the city with the left-bank. Despite the difficult development of the island due to the annual spring flood, this territory has enough resource potential for successful development. In this regard, the article provides a comprehensive analysis of the features of the Urban Island territory. The dynamics of the development of the terrain configuration is briefly highlighted. An assessment of the relief is given, and the flooded areas are determined. Based on the analysis of the current state of the island, the advantages and disadvantages of the territory have been identified with a view to the possible formation of various comfortable recreational zones on them. In order to protect the island’s territory from the spring flood rise of the water level in the Volga River, measures have been proposed to prepare the soils for construction in the flooded area; the construction of a single-tier embankment using screw piles; the creation of vertical shore protection and the construction of a beach area.

Keywords: urban island, complex analysis, flooded areas, relief, recreational areas, shore protection, screw piles, soil preparation, Microdoor, beach area arrangement.

Полный текст статьи

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНОЛИТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОРТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ И ЗДАНИЙ

Ю. И. Тилинин, Д. А. Животов, М. В. Молодцов

Тилинин Юрий Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии строительного производства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: tilsp@inbox.ru;
Животов Дмитрий Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии строительного производства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, тел.: + 7 (921) 569-06-45; e-mail: d.zhivotov@mail.ru;
Молодцов Максим Вилленинович, кандидат технических наук, доцент кафедры организации строительства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: molodcovmv@mail.ru

В статье рассматривается проблема совершенствование монолитных технологий строительства портовых сооружений и зданий, как наиболее универсального способа строительства мола и причального фронта, а также административно-бытовых комплексов береговой инфраструктуры. Технологии рассматриваются на примере строительства морской базы в Новороссийске, где стройка обеспечивалось бетонной смесью растворобетонным узлом подрядчика с производительностью 60 м3/час бетонной смеси. В статье рассматривается строительство мола, бурение с эрлифтом, погружение обсадной трубы вибропогружателем, подаваемым плавучим краном. Для бетонирования полости одной сваи методом вертикально перемещаемой трубы потребовалось около 90 м3 бетонной смеси марки B25 и B30 с пластифицирующими и замедляющими время схватывания добавками. Авторами предложена в качестве гипотезы монолитная технология возведения зданий с использованием бетононасоса, шахтного подъемника, распределительной стрелы, а также проведено сравнение способов подачи бетонной смеси в опалубку методом экспертной оценки.

Ключевые слова: строительство, монолитные технологии, портовые сооружения и здания, критерии, экспертная оценка, способы подачи бетонной смеси, причалы и набережные, строительство, бурение с эрлифтом, монолитные технологии, завод бетонной смеси.

IMPROVEMENT OF MONOLITHIC TECHNOLOGIES FOR THE CONSTRUCTION OF PORT FACILITIES AND BUILDINGS

Yu. I. Tilinin, D. A. Zhivotov, M. V. Molodtsov

Tilinin Yuriy Ivanovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Construction Technology, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russian Federation; e-mail: tilsp@inbox.ru;
Zhivotov Dmitriy Andreyevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Construction Technology, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Peters-burg, Russian Federation, tel.: + 7 (921) 569-06-45; e-mail: d.zhivotov@mail.ru;
Molodtsov Maksim Villeninovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Construction Organization, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russian Federation; e-mail: molodcovmv@mail.ru

The article deals with the problem of improving monolithic technologies for the construction of port facilities and buildings, as the most universal way of building a pier and a mooring front, as well as administrative and amenity complexes of coastal infrastructure. Technologies are considered on the example of the construction of a naval base in Novorossiysk, where the construction was provided with a concrete mix by a mortar concrete unit of the contractor with a capacity of 60 m3/hour of concrete mix. The article discusses the construction of a breakwater, drilling with an airlift, immersion of the casing pipe with a vibrator supplied by a floating crane. About 90 m3 of B25 and B30 concrete mix with plasticizing and slowing down the setting time additives were required for concreting the cavity of one pile using the vertically moved pipe method. The authors proposed as a hypothesis a monolithic technology for the erection of buildings using a concrete pump, a mine hoist, a distribution boom, and also compared the methods of supplying the concrete mix to the formwork by the method of expert evaluation.

Keywords: construction, monolithic technologies, port facilities and buildings, criteria, expert assessment, methods of supplying concrete mix, berths and embankments, construction, airlift drilling, monolithic technologies, concrete mix plant.

Полный текст статьи

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЛИЯНИЮ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

К. С. Штенске, О. Н. Парамонова

Штенске Ксения Сергеевна, специалист по учебно-методической работе, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, тел.: +7 (918) 539-14-30; e-mail: miss.shtenske@yandex.ru;
Парамонова Оксана Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной защиты окружающей среды, Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, тел.: +7 (904) 445-52-39; e-mail: paramonova_oh@mail.ru

Ежегодно вопросы охраны окружающей среды (ОС) от негативного воздействия промышленных предприятий становятся все более актуальными. Увеличение масштабов производств продукции, ввиду повышения спроса на товары и услуги, прямо пропорционально увеличению объемов образующихся загрязняющих веществ. Для снижения негативного воздействия на ОС необходимо провести анализ существующих отраслей промышленности, выявить производства, оказывающие наибольшее негативное воздействие на ОС, определить компоненты ОС, на которые оказывается наибольшее воздействие и разработать мероприятия по снижению оказываемого негативного воздействия. Анализ неблагоприятного влияния обрабатывающего производства на ОС позволил выявить, что особое внимание следует уделить предприятиям по производству готовых кормов для непродуктивных животных. Выбросами в атмосферу от данных производств можно пренебречь, из-за незначительного количества, не превышающего предельно допустимые концентрации (ПДК), при этом особого внимания заслуживают образующиеся в отрасли отходы. В данной статье представлены результаты анализа основных отраслей промышленности, в частности обрабатывающего производства, как источника негативного воздействия на ОС; определены компонента ОС, которые подвергаются наибольшему пагубному влиянию. Особое внимание, по мнению авторов, должно быть уделено изучению образующихся отходов при производстве готовых кормов для непродуктивных животных. Это обусловлено, в первую очередь, увеличением объемов производства данного вида продукции и отсутствием соответствующей информации об образующихся отходах. Авторы статьи подводят читателя к тому, что данное производство является малоизученным, с точки зрения негативного воздействия на ОС, и вызывает особый интерес как источник образования отходов.

Ключевые слова: окружающая среда, твердые отходы производства и потребления, загрязняющие вещества, готовые корма для непродуктивных животных, корма для животных.

ANALYSIS OF THE ADVERSE IMPACT OF MANUFACTURING INDUSTRIES ON THE ENVIRONMENT

K. S. Shtenske, O. N. Paramonova

Shtenske Kseniya Sergeyevna, Specialist in Educational and Methodological Work, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation, phone: +7 (918) 539-14-30; e-mail: miss.shtenske@yandex.ru;
Paramonova Oksana Nikolayevna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering Environmental Protection, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation, phone: +7 (904) 445-52-39; e-mail: paramonova_oh@mail.ru

The issues of environmental protection (EP) from the negative impact of industrial enterprises becomes more and more relevant from year to year. The increase in the scale of production, due to the increase in demand for goods and services, is directly proportional to the increase in the volumes of generated pollutants. To reduce the negative impact on the environment, it is necessary to analyze existing industries, identify industries that have the greatest negative impact on the environment, identify the components of the environment that are most affected and develop measures to reduce the negative impact. The analysis of the manufacturing adverse impact on the environment has revealed that special attention should be paid to enterprises producing finished feed for unproductive animals. Emissions into the atmosphere from these industries can be neglected, due to the insignificant amount that does not exceed the maximum permissible concentrations (MAC), while the waste generated in the industry deserves special attention. This article presents the results of the analysis of the main industries, in particular manufacturing, as a source of negative impact on the environment; the most adversely affected components of the OS are identified. Particular attention, according to the authors, should be paid to the study of waste generated in the production of finished feed for unproductive animals. First of all, the reason for this is an increase in the volume of production of this type of product and the lack of relevant information on the generated waste. The authors of the article lead the reader to the fact that this production is poorly studied in terms of the negative impact on the environment, and is of particular interest as a source of waste generation.

Keywords: environment, solid production and consumption wastes, pollutants, finished feed for non-productive animals, animal feed.

Полный текст статьи

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА НА ПРИМЕРЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ОЗЕЛЕНЯЕМЫХ КРЫШ

С. В. Корниенко, Т. О. Цитман, П. В. Синькевич

Корниенко Сергей Валерьевич, доктор технических наук, доцент кафедры «Архитектура зданий и сооружений», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: + 7 (988) 491-24- 59; e-mail: skorn73@mail.ru;
Цитман Татьяна Оретосовна, член Союза архитекторов России, декан архитектурного универси-тета, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: + 7 (917) 090-37-00; e-mail: taortsi@gmail.com;
Синькевич Полина Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Архитектура зданий и сооружений», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: + 7 (927) 554-26-16; e-mail: polina_anikin@mail.ru

Рассмотрены типологические, архитектурно-конструктивные и климатические особенности озеленяемых крыш, раскрыты их преимущества и недостатки. Проведенные исследования показали новые возможности урбоэкологического подхода к проектированию зеленых крыш.

Ключевые слова: зеленая архитектура, озелененная крыша, экологическая безопасность, энергосбережение, энергоэффективность.

ECOLOGICAL ARCHITECTURE ON THE EXAMPLE OF THE ADVANTAGES OF GREEN ROOFS

S. V. Korniyenko, T. O. Tsitman, P. V. Sinkevich

Korniyenko Sergey Valeryevich, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Building Architecture and Structures, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: + 7 (988) 491-24-59; e-mail: skorn73@mail.ru;
Tsitman Tatyana Oretosovna, Member of the Union of Architects of Russia, Dean of the Architectural University, Associate Professor of the Department of Architecture and Urban Planning, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, phone: + 7 (917) 090-37-00; e-mail: taortsi@gmail.com;
Sinkevich Polina Valeryevna, Senior Lecturer of the Department of Architecture of Buildings and Structures, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: + 7 (927) 554-26-16; e-mail: polina_anikin@mail.ru

Typological, architectural, structural and climatic features of greened roofs are considered, their advantages and disadvantages are revealed. The conducted research has shown new possibilities of urban-ecological approach to the design of green roofs.

Keywords: green architecture, green roof, environmental safety, energy saving, energy efficiency.

Полный текст статьи

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ СРЕДЫ

В. В. Безроднова

Безроднова Виктория Владимировна, член Союза архитекторов Российской Федерации, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация; e-mail: bezrodnovavv86@mail.ru

В статье выявлена проблема деиндустриализации объектов промышленных предприятий в России и пути решения этой проблемы, с помощью такого метода как ревитализация, а также рассматривается формирование промышленных территорий в структуре города и необходимость их оживления в современных условиях на основе комплексного подхода. Приведены его цели и основные задачи по активизации деятельности. Научная новизна состоит в проведенном исследовании обоснования по ревитализации промышленной территории Астраханского ликероводочного завода в социальную инфраструктуру. Значимость исследований прослеживается с помощью применения выявленных результатов и выводов для обоснования проектов ревитализации промышленных территорий.

Ключевые слова: ревитализация, промышленные предприятия, городская среда, деиндустриализация, редевелопмент.

REVITALIZATION OF INDUSTRIAL BUILDINGS BASED ON MODERN REQUIREMENTS TO THE QUALITY OF THE ENVIRONMENT

V. V. Bezrodnova

Bezrodnova Victoria Vladimirovna, member of the Union of Architects of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Architecture and Urban Planning, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: bezrodnovavv86@mail.ru

The article identifies the problem of deindustrialization of industrial enterprises in Russia and ways to solve this problem using such a method as revitalization, and also considers the formation of industrial territories in the structure of the city and the need for their revitalization in modern conditions on the basis of an integrated approach. Its goals and main tasks for the activation of activities are given. The scientific novelty consists in the conducted study of the justification for the revitalization of the industrial territory of the Astrakhan Distillery into the social infrastructure. The significance of the research is traced through the application of the identified results and conclusions to substantiate projects for the revitalization of industrial territories.

Keywords: revitalization, industrial enterprises, urban environment, deindustrialization, redevelopment.

Полный текст статьи

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТИПОЛОГИИ ЖИЛИЩА КРУПНОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ)

С. Б. Поморов, С. Б. Аксенова

Поморов Сергей Борисович, доктор архитектуры, профессор, директор института архитектуры и дизайна, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, г. Барнаул, Российская Федерация, тел: + 7(913) 221-25-65; e-mail: pomorovs@mail.ru;
Аксенова Светлана Борисовна, аспирант, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация, тел.: + 7 (919) 950-47-42; e-mail: asb-001@mail.ru

В статье рассматриваются пути эволюции архитектуры жилища города Тюмени, начиная от построек усадебного типа до современных жилых комплексов. На основе анализа стилевых, типологических и конструктивных особенностей застройки определяются этапы развития архитектуры городского жилища. Выявляется степень влияния на нее тенденций столичной и мировой практик строительства, как одного из основных факторов формирования жилой архитектуры провинциальных городов. Отмечаются ее региональные особенности, проявившиеся на каждом этапе в различной степени значимости. Создается целостная картина эволюции развития типологии жилища города Тюмени, как одного из крупнейших городов Западной Сибири. Делаются выводы о современном потенциале города в области строительства и проектирования жилой архитектуры.

Ключевые слова: архитектура, провинциальная архитектура, типология жилища, этапы развития жилой застройки города Тюмени, эволюция жилища, тенденции столичной архитектуры.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE TYPOLOGY OF THE DWELLING OF A LARGE PROVINCIAL CITY (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF TYUMEN)

S. B. Pomorov, S. B. Aksenova

Pomorov Sergey Borisovich, Doctor of Architecture, Professor, Director of the Institute of Architecture and Design, Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation, phone: + 7 (913) 221-25-65; e-mail: pomorovs@mail.ru;
Aksenova Svetlana Borisovna, post-graduate student, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russian Federation, phone: + 7 (919) 950-47-42; e-mail: asb-001@mail.ru

The article examines the ways of the evolution of the Tyumen city dwelling, starting from manor-type buildings to modern high-rise buildings. The stages of the development of the architecture of the dwelling are revealed. Its regional peculiarities and the degree of influence of the trends of the capital and world construction practices on it are noted.

Keywords: architecture, provincial architecture, typology of housing, stages of development of residential development of the city of Tyumen, evolution of housing, trends of metropolitan architecture.

Полный текст статьи

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ «ВНЕАРХИТЕКТУРНЫХ» ПРОСТРАНСТВ ЖИ-ЛЫХ КВАРТАЛОВ С ПОМОЩЬЮ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

Е. В. Альземенева

Альземенева Екатерина Владимировна, член союза архитекторов РФ, доцент кафедры дизайна и реставрации, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация; e-mail: k.alzemeneva@yandex.ru

В процессе быстрой урбанизации жители городов ищут компромисс между улучшением качества жизни и естественным стремлением к природе, которая является естественным компонентом качества жизни горожан. В связи с этим особую актуальность приобретает преобразование существующих жилых микрорайонов и создание новых в контексте экологической устойчивости средствами ландшафтного дизайна. В данном исследовании выявлены и рассмотрены проблемы организации территорий градостроительных образований на примере микрорайонов и кварталов 70х-80х годов в г. Астрахани, рассмотрены вопросы территориального планирования и их критерии, теоретические вопросы повышения качества жизни с позиции экологической устойчивости и устойчивых ландшафтов. Рассмотрены практические примеры использования приемов устойчивого ландшафтного дизайна в мировой и отечественной практике и возможность их адаптации для условий г. Астрахани с учетом потребностей жителей.

Ключевые слова: комфортная городская среда, экологическая устойчивость, микрорайон, ландшафтный дизайн.

ENSURING ECOLOGICAL SUSTAINABILITY OF “NON-ARCHITECTURAL” SPACES OF RESIDENTIAL QUARTERS WITH THE HELP OF LANDSCAPE DESIGN

Ye. V. Alzemeneva

Alzemeneva Yekaterina Vladimirovna, Member of the Union of Architects of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Design and Restoration, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: k.alzemeneva@yandex.ru

In the process of rapid urbanization, urban residents are looking for a compromise between improving the quali-ty of life and a natural desire for nature, which is a natural component of the quality of life of citizens. In this regard, the transformation of existing residential neighborhoods and the creation of new ones in the context of environmen-tal sustainability by means of landscape design is of particular relevance. In this study, the problems of the organization of territories of urban-planning formations are identified and considered on the example of microdistricts of the 70s-80s in the city of In Astrakhan, the issues of territorial planning and their criteria, theoretical issues of improv-ing the quality of life from the perspective of environmental sustainability and sustainable landshafts are considered. Practical examples of the use of sustainable landscape design techniques in world and domestic practice and the possibility of their adaptation to the conditions of Astrakhan, taking into account the needs of residents, are considered.

Keywords: comfortable urban environment, environmental sustainability, housing estate, landscape design.

Полный текст статьи

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ И БЕЗОПАСНОЙ СИСТЕМЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ Г. ВОРОНЕЖА

А. В. Исанова, Г. Э. Гаджиев, М. А. Захаров, М. В. Семенов

Исанова Анна Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры жилищно-коммунального хозяйства, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (473) 271-53-21; e-mail: a.isanova@bk.ru;
Захаров Максим Алексеевич, кандидат экономических наук, заместитель руководителя управления – начальник отдела организации транспортного обслуживания населения управления транс-порта администрации г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (473) 228-30-68; e-mail: maximus_2213@mail.ru;
Гаджиев Гусейн Эйваз оглы, магистрант, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (951) 563-78-48; e-mail: gadzhiev_gusejn@inbox.ru;
Семенов Михаил Викторович, аспирант, Воронежский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, г. Воронеж, Российская Федерация, тел.: + 7 (920) 430-50-50; e-mail: semenovmv-work@mail.ru

Создание эффективного системы городского транспорта является первоочередной задачей для современного города. В статье проведён анализ существующей транспортной инфраструктуры городского округа г. Воронеж. На сегодняшний день общественный транспорт не обеспечивает комфортные городские перевозки пассажиров с учетом реального пассажиропотока. Был рассмотрен перечень проблем, сдерживающих создание эффективной транспортной системы. На основании сложившейся ситуации предложен ряд мер, способных сделать воронежский транспорт «умнее», таких как организационные методы и технические средства. Рассмотрено создание сети метробуса и предложено размещений его веток на карте города, развитие сети перехватывающих парковок, увязанных с основными транспортными потоками, создание единого диспетчерского центра, введение проездных карт и различные технические мероприятия концепции «Умный город».

Ключевые слова: общественный транспорт, пассажиропоток, концессия, перевозчик, метробус.

CREATING A MODERN AND SECURE SYSTEM PASSENGER TRANSPORTATION USING DIGITALIZATION SYSTEMS AND THE POSSIBILITY OF ITS IMPLEMENTATION ON THE EXAMPLE OF VORONEZH

A. V. Isanova, G. E. Gadzhiyev, M. A. Zakharov, M. V. Semenov

Isanova Anna Vladimirovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Housing and Communal Services, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (906) 677-97-73; e-mail: a.isanova@bk.ru;
Zakharov Maksim Alekseyevich, Candidate of Economy Sciences, Deputy Head of the Department – Head of the Department of Organization of Transport Services for the Population of the Department of Transporta-tion of the Voronezh City Administration, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (473) 228-30-68; e-mail: maximus_2213@mail.ru;
Gadzhiyev Guseyn Eyvaz ogly, graduate student, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (951) 563-78-48; e-mail: gadzhiev_gusejn@inbox.ru;
Semenov Mikhail Viktorovich, post-graduate student, Voronezh Branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Voronezh, Russian Federation, phone: + 7 (920) 430-50-50; e-mail: semenovmv-work@mail.ru

The creation of an efficient urban transport system is a priority task for a modern city. The article analyzes the existing transport infrastructure of the Voronezh city district. To date, public transport does not provide comfortable urban transportation of passengers, taking into account the real passenger traffic. The list of problems hindering the creation of an effective transport system was considered. Based on the current situation, a number of measures have been proposed that can make Voronezh transport «smarter», such as organizational methods and technical means. The creation of a metrobus network is considered and the placement of its branches on the city map is proposed, the development of a network of intercepting parking lots linked to the main traffic flows, the creation of a single dispatcher center, the introduction of travel cards and various technical measures of the «Smart City» concept.

Keywords: public transport, passenger traffic, concession, carrier, metrobus.

Полный текст статьи

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ НАДЁЖНОСТИ СООРУЖЕНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

С. С. Рекунов, А. А. Чураков

Рекунов Сергей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Строительная механика», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: + 7 (8442) 96-98-17; e-mail: rekunoff@mail.ru;
Чураков Алексей Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции, надёжность и основания сооружений», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: + 7 (8442) 96-99-90; e-mail: alexei.churakov@yandex.ru

Рассмотрены основные проблемы расчёта и проектирования конструкций зданий и сооружений на экстремальное воздействие в виде взрывов различного вида. На основании проведённого анализа нормативной документации установлены основные требования к обеспечению эксплуатационной надёжности конструкций зданий и сооружений при особых воздействиях. В первой части приведён анализ работы конструкций общественного здания при взрывном воздействии двух видов (попадание барражирующего снаряда в крайнюю колонну и локальный подрыв центральной колонны) с учётом дальнейшего прогрессирующего обрушения. Во второй части рассматривается анализ работы промышленного здания объекта хранения и переработки зерна при воздействии взрывов мучной пыли в зонах хранения продукта и производственном цехе. Расчётным путём обоснована необходимость выполнения дополнительных инженерных мероприятий по локализации разрушительного воздействия и недопущению развития внутренних усилий и деформаций в несущих элементах конструкций.

Ключевые слова: надёжность; взрывное воздействие; объекты хранения и переработки зерна; конструктивная схема; монолитный железобетонный каркас.

RESEARCH OF THE STRUCTURAL RELIABILITY OF DIFFERENT TYPES UNDER EXTREME IMPACTS. PART TWO

S. S. Rekunov, A. A. Churakov

Rekunov Sergey Sergeevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor the Department of Structural Mechanics, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: + 7 (8442) 96-98-17, e-mail: rekunoff@mail.ru;
Churakov Aleksey Aleksandrovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor the Department of Building Structures, Foundations and Reliability of Structures, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: + 7 (8442) 96-99-90, e-mail: alexei.churakov@yandex.ru

The main problems of calculation and design of building structures for extreme impact in the form of explosions of various types are considered. Based on the analysis of normative documentation, the main requirements for en-suring the operational reliability of building structures under special impacts are established. The Part One analyzes the operation of public building structures under two types of explosive impact (hit of a loitering projectile into the outermost column and local detonation of the central column), taking into account further progressive collapse. The Part Two deals with the analysis of the work of an industrial building of a grain storage and processing facility under the influence of explosions of flour dust in the product storage areas and the production workshop. Calculation substantiates the need to perform additional engineering measures to localize the destructive impact and prevent the development of internal forces and deformations in the load-bearing structural elements.

Keywords: reliability; explosive impact; grain storage and processing facilities; structural scheme; monolithic reinforced concrete frame.

Полный текст статьи