Сегодня, 25 апреля 2024 г., в Астраханском государственном архитектурно-строительном университете состоялись мастер-классы в рамках детской научной школы «Кулибин».
Приветствуя восьмиклассников, начальник управления научно-исследовательской работы и международных связей Айгуль Айтпаева отметила многолетний опыт АГАСУ в области организации и проведения научных школ. Она подчеркнула, что «Кулибин» призван, прежде всего, вовремя рассмотреть таланты, помочь им развиться и в дальнейшем реализоваться в стартап-проектах. Айгуль Алдунгаровна также рассказала о том, в честь кого названа школа, – механике-самоучке и изобретателе Иване Кулибине, которого прозвали нижегородским Архимедом и русским Леонардо да Винчи. Он изобрел речное судно с водоотталкивающим мотором (водоход), самокатную коляску, ставшую впоследствии «матерью» автомобиля Карла Бенца, лифт, механическую ногу, усовершенствовав тем самым протезную систему, а в последние годы жизни работал над вечным двигателем. «Надеемся, что из вас вырастут новые Кулибины, прославят нашу страну и внесут значительный вклад в ее инновационное развитие», – резюмировала Айгуль Алдунгаровна.
Затем настала очередь перейти от слов к делу. Школьников разделили на команды, которым предстояло посетить шесть научных станций. На каждой их ждали увлекательные опыты и много новых полезных знаний.
Так, на площадке «Биржевые игры» старший преподаватель кафедры экономики строительства Ольга Кудрявцева в форме загадок познакомила юных исследователей с такими понятиями и терминами, как потребность, капитал, биржа, банкнота и др. В шуточной форме ребятам объяснили, что такое акции и зачем они нужны, как проходят торги, кто такие дилеры, маклеры и пр.
Чистая философия ждала участников на мастер-классе доцента кафедры экспертизы, эксплуатации и управления недвижимостью Растама Шаяхмедова «Юный эксперт в лабиринте времени». Растам Ирфагильевич рассказал о трехчастном делении мира в представлении наших предков на правь, навь и явь. Задача изобретателя, по утверждению ученого, состоит в том, чтобы переносить из прави (правильного мира) в явь (действительный мир, мир явлений) новые сущности. Изобретение не всегда приживается в жизни, но зачастую остается у нас хотя бы в виде игрушки или идеи. Это очень легко проследить на примере русских народных сказок, в которых все волшебные предметы так или иначе связаны с реальными: сапоги-скороходы – коньки, скатерть-самобранка – рыболовная сеть и т. д. Кроме того, Растам Ирфагильевич познакомил слушателей с теорией решения изобретательских задач, которая способствует продуктивному творческому мышлению и созданию ранее неизвестного.
На станции «3Д-моделирование» школьники погрузились в увлекательный мир построения модели объекта в трехмерном пространстве. Им в этом помогли преподаватели кафедры геодезии, кадастрового учета Кирилл Кондрашин и Роман Петров. После краткой вводной части наставники показали на практике, как создать объемные фигуры без использования 3Д-принтера. Для этого они разбили 3Д-модели на плоскости, нарезали плоские детали из дерева с помощью специального оборудования, а затем вместе с учащимися собрали из них предметы.
Для ребят, увлекающихся современными информационными технологиями, была организована площадка «Программируй код». Преподаватели кафедры систем автоматизированного проектирования и моделирования Вера Соболева и Людмила Кузякина познакомили их с языком программирования Python. Используя модуль Turtle для создания геометрических фигур, восьмиклассники попытались самостоятельно написать программу, чтобы нарисовать различные объекты (например, олимпийские кольца).
На площадке «Творческая мастерская» будущие абитуриенты получили представление об обучении на архитектурном факультете АГАСУ. Руководитель ARTстудии «Белый квадрат» Алена Самойличенко показала созданные студентами макеты, а затем предложила гостям задействовать собственную фантазию и самим изготовить модели зданий при помощи пластилина и зубочисток. Итогом выполнения творческого задания стала презентация работ.
На станции «Очистка воды» школьники по-новому взглянули на этот жизненно важный элемент и под руководством доцента кафедры инженерных систем и экологии Андрея Мухина с помощью анализатора измерили pH, электропроводность и общую минерализацию различных образцов воды – бутилированной, минеральной, речной и из-под крана, а затем сравнили полученные данные.
Не менее интересную программу для ребят подготовила доцент кафедры пожарной безопасности и водопользования Альфия Капизова. На площадке «Занимательная химия. Мир опытов» учащиеся проделали ряд экспериментов по получению комплексных соединений. Наиболее смелым Альфия Манцуровна предложила поучаствовать в необычном опыте: обработав кожу одной солью и нанеся на нож другую, преподаватель продемонстрировала химическую реакцию, дающую алый цвет. В заключение школьники с удовольствием ответили на вопросы викторины.
По итогам успешного прохождения всех научных станций ребятам рассказали о профориентационных занятиях, проводимых университетом, а также вручили памятные дипломы.
До новых встреч и новых научных открытий, юные Кулибины АГАСУ!
Информационно-издательский центр
Фото отдела по воспитательной работе и рекламе