На протяжении последних четырех лет Банк России фиксирует ежегодное увеличение объема операций, совершенных без добровольного согласия клиентов. В прошлом году злоумышленники похитили 15,8 млрд руб. При этом количество преступлений с использованием платежных карт было самым высоким среди остальных типов операций.

Ключевым инструментом мошенников по-прежнему остается телефонный звонок. В результате психологического воздействия граждане добровольно переводят деньги или сообщают конфиденциальную информацию. Используемые схемы зачастую выглядят очень правдоподобно. С первых минут разговора аферисты начинают давить авторитетом и должностью.

Преступники нередко представляются сотрудниками Пенсионного фонда, соцслужбы и сообщают, что кому-то положены дополнительные выплаты, компенсации от государства. Якобы банковские работники (как правило, представители службы безопасности) говорят, что по карте замечены подозрительные операции и она заблокирована. Чтобы получить выплату или обезопасить банковскую карту от мошеннических операций, граждан просят продиктовать реквизиты, в том числе код с обратной стороны или код из СМС-сообщения.

Мошенники очень часто называют себя сотрудниками Центрального банка и убеждают людей открыть «защищенный/безопасный/специальный» личный счет, чтобы опровергнуть информацию о переводе средств за рубеж. Для этого уточняют паспортные данные, просят подтвердить информацию по счету/карте и сделать небольшой перевод на новый счет.

Необходимо помнить, что Банк России не работает с физическими лицами. При поступлении подобного телефонного звонка необходимо немедленно прервать разговор.

Иногда злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов, долго и подробно рассказывая об обстоятельствах уголовного дела, участником которого, по их словам, гражданин является. Далее для уточнения информации они просят сообщить конфиденциальные сведения. Важно помнить, что настоящие сотрудники полиции никогда не запрашивают личные и финансовые данные по телефону.

В последнее время набирает популярность еще один вид мошенничества – фишинг. Злоумышленники подделывают сайты органов власти, различных ведомств, известных магазинов, маркеплейсов, туристических компаний и др. Имитируя интернет-ресурсы известных компаний, преступники рассчитывают, что пользователи не заметят подделку и оставят на фальшивой странице важную информацию: личные или финансовые данные, логин и пароль, контактные сведения (номер телефона и электронную почту).

Запомните общие правила поведения с кибермошенниками:

− не сообщайте никому личные (данные паспорта, ИНН, дату рождения, адрес места жительства и другие) и финансовые (номер, срок действия, трехзначный код с оборотной стороны карты) данные, так как они могут быть использованы для хищения средств, оформления кредитов, передачи третьим лицам и других противоправных действий;

− установите антивирусные программы на все свои гаджеты и регулярно обновляйте антивирусную базу;

− не читайте сообщения и письма от неизвестных адресатов и не перезванивайте по незнакомым номерам;

− не переходите по сомнительным ссылкам и не скачивайте неизвестные файлы или программы;

− заведите отдельную банковскую карту для покупок в интернете;

– пользуйтесь только проверенными и официальными сайтами финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru), помеченными цветным кружком с галочкой;

– чтобы обезопасить свои данные, установите двухфакторный способ аутентификации (например, логин и пароль, а также подтверждающий код из СМС), как правило, это бесплатно.

Презентация

Будьте бдительны и оставайтесь в безопасности!

Информационно-издательский центр

По материалам регионального отделения Южного главного управления Банка России