24-25 октября 2024 г. в рамках XVIII Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов «Перспективы развития строительного комплекса: образование, наука, бизнес» состоялась работа секции «Социально-гуманитарные исследования как фактор устойчивого развития региона» (модератор – доцент Юлия Георгиевская).
В этом году площадка секции объединила преподавателей, студентов, магистрантов и школьников из Астраханского государственного архитектурно-строительного университета, Астраханского государственного технического университета, Брестского государственного технического университета, Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, Донецкой академии управления и государственной службы, Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, Астраханского автомобильно-дорожного колледжа, Астраханского государственного политехнического колледжа, Астраханского колледжа вычислительной техники, Астраханского социально-педагогического колледжа, Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа, СОШ № 8 и Икрянинской СОШ.
Традиционно высокий интерес к конференции демонстрирует важность и востребованность данного научного мероприятия.
На секции обсуждались такие вопросы, как современные аспекты жилищных проблем регионов, удовлетворенность студенческой молодежи качеством образовательных услуг, пути устойчивого развития региона, причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде, этнокультурные особенности разных народов Астраханской области, факторы, влияющие на развитие полилингвального региона и мн. др.
В рамках работы секции прошли различные научные мероприятия. Так, целью интерактивной дискуссии «Эффективный межкультурный диалог как один из факторов развития полилингвального региона» (модератор – доцент Амина Караулова) являлся анализ языковых и культурных особенностей этносов Астраханской области, а также выявление факторов, влияющих на успешность межкультурной коммуникации в регионе для его устойчивого развития и снижения межнациональной напряженности. Круглый стол «История и культурное наследие Астраханского края» (модераторы – доцент Валерия Мармилова, старший преподаватель Рамиль Ишмухамбетов) был посвящен вопросам многовековой истории и культурного наследия региона, проблемам сохранения историко-культурного наследия и идентичности в современном мире. Участие наших студентов в подобных встречах имеет важное образовательное значение в подготовке будущего специалиста архитектурно-строительной отрасли, так как связано с сохранением культурного и языкового наследия, исторической памяти, формированием и поддержанием региональной идентичности.
Во время работы круглого стола «Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи» (модераторы – доцент Ольга Куралева, старший преподаватель Мария Антонова) собравшиеся обсудили роль физической культуры и спорта в жизни молодого поколения, важность физического воспитания студентов в формировании общей и профессиональной культуры личности современного специалиста.
Рассмотрение актуальных социально-гуманитарных проблем традиционно продолжилось на площадках колледжа строительства и экономики и колледжа жилищно-коммунального хозяйства в рамках продуктивного взаимодействия кафедры философии, социологии и лингвистики с другими структурными подразделениями университета.
В колледже строительства и экономики состоялся круглый стол «Культурно-историческое наследие России» (модератор – преподаватель истории Наталья Хорошева), целью которого стало освещение актуальных вопросов сохранения и защиты исторического наследия страны, повышение доступности и распространения информации, связанной с культурным достоянием народов России, а также создание дискуссионной площадки для обсуждения проблем формирования уважения к историческому прошлому своей страны и малой родины у молодежи.
В ходе работы круглого стола были заслушаны доклады, в которых участники рассказали об архитектурных объектах, представляющих культурную и историческую значимость; акцентировали внимание на охране исторических памятников как способе сохранения коллективной памяти; исследовали исторические корни существующих традиций, раскрыли значимость религиозного воспитания подрастающего поколения. Участники также представили обряды народов многонациональной Астрахани: традиции чаепития, хоровода русского народа, обряды при рождении детей у татар, свадебные обряды лезгин.
Кроме того, в рамках заседания круглого стола прошло обсуждение проблемы наставничества в сфере сохранения культурного наследия.
На базе колледжа жилищно-коммунального хозяйства был проведен круглый стол «Научно-исследовательская деятельность студентов среднего профессионального образования как фактор устойчивого развития региона» с целью обмена опытом и углубления знаний в области устойчивого развития региона и его отдельных сфер (модератор – заместитель директора по воспитательной работе Дарья Коршунова).
В ходе работы было представлено 12 докладов по перспективным направлениям развития строительного комплекса: образование, наука, бизнес.
Необходимо отметить, что доклады носили не только теоретический, но и практико-ориентированный характер. Участники круглого стола поделились основными результатами и выводами проведенных исследований и выдвинули следующие предложения: 1) для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, а также для повышения учебной мотивации необходим переход от традиционных педагогических технологий к передовым, в частности к использованию предметно-языкового интегрированного обучения в учебном процессе; 2) с целью повышения учебной мотивации учащихся нужно расширять сотрудничество между образовательными организациями, в том числе на основе использования кросс-платформенных компьютерных технологий.
Надеемся, что интересные дискуссии и конструктивные диалоги во время работы секции, исследования проектных групп студентов и молодых ученых будут способствовать развитию научных направлений в области социально-гуманитарных наук, а также помогут в укреплении научных связей и международного сотрудничества.
Кафедра философии, социологии и лингвистики