Галина Бекмуратовна АБУОВА, декан факультета инженерных систем и пожарной безопасности, выпускница АИСИ (2001 г.)

Не зря говорят, что студенчество – это лучшие годы жизни. Пять лет обучения в институте пролетели весело и незаметно. Раньше АИСИ был небольшим вузом, я знала практически всех студентов с первого по пятый курс. Можно сказать, мы были одной дружной семьей. Помню, на первом курсе я входила в команду КВН «Неуловимые строители», в частности участвовала в музыкальных номерах. Самое яркое воспоминание – как играю «Нирвану» на баяне и расческе и подпеваю при этом! Начиная со второго курса я немного отошла от культмассовой деятельности и посвятила себя образованию. Из этого периода обучения особенно запомнились интересные практики: геологическая, геодезическая и производственные в МУП г. Астрахани «Астрводоканал». 

После окончания института прошло больше 15 лет, всех забавных и просто интересных случаев, конечно, уже не упомнишь. Могу только сказать, что во многом благодаря АИСИ у меня много друзей и подруг, с которыми при встрече мы всегда вспоминаем студенческие годы.

 Людмила Владимировна БОРОНИНА, экс-проректор по научной работе, выпускница АИСИ (1997 г.)

В АИСИ я поступила в 1992 году. Мы были первопроходцами по специальности «Водоснабжение и водоотведение», и в группе нас было всего 12 человек. Может, поэтому сразу сложился дружный, сплоченный коллектив. Тогда были другие учебные нормативы, на аудиторную работу отводилось больше часов. Каждый день у нас было по три-четыре пары. То есть с половины девятого и где-то до двух мы учились, а потом еще оставались после занятий, что-то решали, разбирали – часто вместе с преподавателями. Мне кажется, они вообще учились одновременно с нами, потому что в городе тогда не было специалистов по этому направлению. Неудивительно, что мы быстро стали как одна семья.

Учеба и наука занимали важное место в нашей жизни. Кстати, традиция ежегодных весенних студенческих конференций была заложена именно тогда, в 90-е. Поскольку группы были маленькие, участвовал каждый: писали доклады, собирали экспериментальные установки, проводили какие-то опыты…

Были, конечно, и студенческие вечеринки: ходили друг к другу в гости, гуляли по кремлю. Каких-то внутривузовских мероприятий типа нынешнего конкурса «Мистер и мисс АГАСУ» у нас не проводилось, потому что было много бытовых проблем, прежде всего с собственным помещением. Поначалу мы учились в корпусах рыбвтуза, откуда нас постепенно стали вытеснять. Занимались и в нынешнем колледже строительства и экономики, и в здании на Максаковой. Потом, когда я уже оканчивала вуз, нам наконец выделили корпус на Татищева. Он был в ужасном состоянии, и вновь поступившие студенты приводили его в порядок.

Время было переломное и нестабильное, но всё равно преобладают именно теплые воспоминания. До сих пор общаюсь со своими бывшими одногруппниками. Мы поддерживаем связь, помогаем друг другу. Напрямую по специальности, как ни странно, из нас никто работать не стал, но многие нашли себя в смежных областях.

Татьяна Владимировна ЗОЛИНА, помощник ректора по развитию профессионального образования, директор колледжа строительства и экономики (в 1990–1996 гг. – декан факультета инженерной подготовки АИСИ, 1997–2006 гг. – начальник научного отдела, 2006–2010 гг. –  декан строительного факультета, 2010–2017  гг. – первый проректор АИСИ (АГАСУ)

Время, непосредственно предшествующее рождению нашего теперь уже университета, запомнилось мне прежде всего достаточно сложным процессом его открытия: несколько раз я ездила в Москву, в Государственный комитет СССР по образованию, с документацией. Решающей стала поездка в сопровождении главы областной администрации Анатолия Петровича Гужвина. Когда министр образования Геннадий Алексеевич Ягодин из его уст услышал, что городу нужен строительный институт, дело пошло быстрее и вуз вскоре открылся.

Изначально будущий АИСИ назвали Астраханским высшим инженерно-строительным училищем (АВИСУ) – по аналогии с Московским высшим техническим училищем (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) и высшими военными училищами. Это название, кстати, очень понравилось Ягодину. Но первые годы существования вуза показали, что слово «училище» у большинства абитуриентов ассоциируется с ПТУ и вызывает несколько негативное отношение. Это стало одной из причин переименования АВИСУ в АИСИ – Астраханский инженерно-строительный институт.

Очень теплые воспоминания я храню о первом выпуске. Разрешение на открытие АВИСУ мы получили довольно поздно, в начале августа 1990 года, когда в других вузах приемная кампания уже закончилась. Мы провели дополнительный набор, и, что греха таить, пришло много тех, кто попросту больше никуда не смог поступить. Поэтому из 150 принятых студентов до финиша дошли только 20. Но это были действительно очень хорошие ребята, за подготовку которых я совершенно спокойна. Подавляющее большинство из них сейчас работают по специальности, причем на руководящих постах. Кстати, в 2015 году они приглашали меня на 20-летие выпуска, было очень приятно увидеться.

Вспоминаю и отдельных ребят. Например, Андрея Болдырева (1998 год выпуска) до сих пор считаю одним из своих лучших студентом. Когда я была на стажировке по подготовке докторской диссертации, он вместе с другими студентами помогал мне проводить экспериментальные исследования на Астраханском морском судостроительном заводе. Представьте: огромный цех высотой в 30 метров, на покрытии нужно установить датчики, которые будут записывать колебания цеха от работающих мостовых кранов. И Андрей четыре часа их устанавливал – в самую жару, летом! А потом выяснилось, что самописец вышел из строя… Но Андрей Болдырев был редким оптимистом. Только и сказал: «Татьяна Владимировна, не расстраивайтесь, самописец мы отремонтируем, а сегодня будем считать, что, как альпинисты, потренировались!» И потом еще два часа снимал эти датчики. Владимира Балабанова помню: он тоже активно занимался научной работой, мы посылали его от АИСИ вместе с другими студентами в Австрию на стажировку для изучения новой технологии по возведению домов в несъемной опалубке. Наши студенты после этого возводили такие дома в ПСК «Строитель Астрахани», и Владимир впоследствии работал на этом предприятии в должности заместителя генерального директора. Сейчас он наш аспирант, так что занятия наукой в студенческие годы не прошли даром. Радует, что две научно-исследовательские работы моих студентов были высоко оценены и получили дипломы Министерства образования и науки РФ в конкурсе лучших студенческих НИР России.

Хочется верить, что меня тоже вспоминают добрым словом.

Ирина Юрьевна ГРЯЗНОВА, заведующая кабинетом кафедры архитектуры и градостроительства (работала в АИСИ/АГАСУ с 1994 по 2023 г.) 

Помню точную дату, когда я впервые пришла в АИСИ: 15 июля 1994 года. Перед этим год стояла на бирже труда (тяжелые времена, сокращения), и вот сказали, что в строительный институт требуется лаборант. Мне велели подойти к завкафедрой архитектуры и строительного проектирования на собеседование. Лев Кузьмич Илюхин меня послушал и сказал: «Завтра выходите на работу». С тех пор вот уже 23 года как я здесь.

Коллектив у нас был небольшой, все друг друга знали. Хотя поначалу в АИСИ была только одна специальность – «Промышленное и гражданское строительство», – у многих студентов дипломные проекты были посвящены архитектуре. Так или иначе они проходили через нашу кафедру, поэтому я почти всех помню. И они меня: нет-нет да и встречаемся – улыбаются, здороваются, узнают, как дела.

Когда мы выделились в самостоятельный факультет, первых архитекторов было очень мало – человек 10, выпустились из которых, кажется, 6. Еще одно яркое воспоминание – первый приезд профессоров из МАРХИ в 2006 году (начиная со второго выпуска, они входили в состав нашей экзаменационной комиссии). Помню, им всё очень понравилось, а особенно впечатлило, что, помимо макетов, наши архитекторы подготовили видеоролики. Даже для Москвы это было новшеством. Так потихоньку о нас стали узнавать за пределами области, и теперь мы известны даже за рубежом.