Инженерно-строительный вестник Прикаспия

Научно-технический журнал АГАСУ

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗГИБНО-ЖЕСТКИХ НИТЕЙ ПРИ ЗАДАННЫХ ДОПУСТИМЫХ НАПРЯЖЕНИЯХ И ДЕФОРМАЦИЯХ

Д. А. Тарасов

Тарасов Денис Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизация и управление», Пензенский государственный технологический университет, г. Пенза, Российская Федерация; e-mail: den517375@ya.ru

Рассмотрена одна из основных проблем при проектировании любой механической системы, связанная с определением форм и размеров всех ее конструктивных элементов, которые обеспечивают общую прочность системы. Исходя из требований прочности, жесткости и экономичности поставлена задача по нахождению оптимальных форм и размеров проектируемой конструкции. В качестве объекта исследования выступали несущие элементы большепролетных покрытий общественных зданий и инженерных сооружений, работающие преимущественно на растяжение с частичным восприятием изгибающих моментов. Предметом исследования была методика оптимизации физических и компоновочных геометрических параметров изгибно-жестких нитей с учетом накладываемых ограничений. Оптимизация решения велась по нахождению минимальной длины нити в недеформированном состоянии. Предложенная методика позволила на этапе проектирования поставить и решить задачи по поиску оптимальных параметров конструктивных элементов, расчетной моделью которых является изгибно-жесткая нить.

Ключевые слова: изгибно-жесткая нить, нить конечной жесткости, оптимизация, нелинейное программирование, стрела провеса, напряжения, деформации.

PARAMETRIC OPTIMIZATION OF FLEXIBLE RIGID THREADS UNDER GIVEN PERMISSIBLE STRESSES AND DEFORMATIONS

D. A. Tarasov

Tarasov Denis Aleksandrovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the «Automation and Control Department», Penza State Technological University, Penza, Russian Federation; e-mail: den517375@ya.ru

Considered one of the main problems in the design of any mechanical system associated with the definition of the shapes and sizes of all its structural elements, providing the overall strength of the system. Based on the requirements of strength, rigidity and economy, the task was set to find the optimal shapes and sizes of the designed structure. The object of the study was the load-bearing elements of long-span coatings of public buildings and engineering structures, working mainly in tension with partial per-ception of bending moments. The subject of the study was a technique for optimizing the physical and layout geometric parameters of flexural-rigid threads, taking into account the imposed restrictions. The optimization of the solution was carried out to find the minimum length of the thread in the undeformed state. The proposed technique allows at the design stage to set and solve prob-lems of finding the optimal parameters of structural elements, the calculation model of which is a flexural-rigid thread.

Keywords: flexural-rigid thread, finite stiffness thread, optimization, non-linear programming, sag, stresses, deformations.

Полный текст статьи

РАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЛИВНЕВОЙ КАНАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТОЧЕЧНОЙ ВЫСОТНОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. АСТРАХАНИ

А. Р. Курмангалиева

Курмангалиева Аида Робертовна, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры промышленного и гражданского строительства, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: +7(917)089-21-53, e-mail: kraida64@mail.ru

Несмотря на засушливый климат, в Астраханском регионе нередки сильные ливни и снегопады, приводящие к размыву и насыщению покровных суглинистых грунтов. В отсутствие организованной системы ливневой канализации в городском хозяйстве происходит затопление дорог и дворовых территорий жилых кварталов. На примере многоэтажного жилого дома с эксплуатируемой кровлей в условиях точечной застройки в центральной части города предлагается оптимальная модель системы ливневой канализации с потенциально загрязненной территории. Применены оригинальные элементы системы открытого водоотвода: монолитные лотки с решетками, водовыпуски, конструкция водоприемного и смотрового колодцев. Выполнен прогноз качественного состава поверхностного стока по основным загрязнителям, подобран фильтр локальной очистки.

Ключевые слова: ливневая канализация, трассировка, гидравлический уклон, пескоуловитель, поверхностный сток, погружной насос.

RATIONAL MODEL OF THE RAIN SEWER SYSTEM IN THE CONDITIONS OF POINT HIGH-RISE BUILDINGS IN ASTRAKHAN

A. R. Kurmangaliyeva

Kurmangaliyeva Aida Robertovna, Candidate of Geological and Mineralogical Sciences, Associate Professor of the Department of Construction, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, phone: +7(917)089-21-53; e-mail: kraida64@rambler.ru

Despite the arid climate, heavy rains and snowfalls are not uncommon in the Astrakhan region, leading to erosion and satura-tion of cover loamy soils. In the absence of an organized system of storm sewerage in the urban economy, roads and courtyards of residential areas are flooded. The article discusses the optimal model of a storm sewer system from a potentially contaminated area of a multi-storey residential building with an exploited roof in the conditions of infill development in the central part of the city. The original elements of the open drainage system were used: monolithic trays with gratings, water outlets, the design of the water intake and manholes. The forecast of the qualitative composition of the surface runoff was made for the main pollutants, which made it possible to select a local filter.

Keywords: storm sewerage, tracing, hydraulic slope, sand trap, surface runoff, submersible pump.

Полный текст статьи

О НАПРЯЖЕННОМ СООТОЯНИИ ЭЛЕМЕНТОВ БАЛКИ КОРОБЧАТОГО СЕЧЕНИЯ ВБЛИЗИ СТЫКА С НАКЛОННЫМ ФЛАНЦЕМ

А. В. Белов, А. Н. Степаненко

Белов Андрей Владимирович, старший преподаватель кафедры «Промышленное гражданское строительство», Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация, тел.: +7(924)217-11-73; e-mail: belov1504@mail.ru;
Степаненко Анатолий Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Промыш-ленное гражданское строительство», Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация, тел.: +7(914)425-65-53; e-mail: 000419@pnu.edu.ru

В настоящее время на небольших предприятиях при расширении площадей все большую популярность приобретают стальные каркасы. В качестве несущих элементов используются замкнутые гнуто сварные профиля прямоугольного сечения. Такие элементы эстетичны, а узлы сопряжения достаточно просты в изготовлении. Основная цель работы – упростить монтаж каркаса без ущерба несущей способности. В статье приводится результат поисковых исследований влияния на напряженное состояние частей балок из замкнутого гнутого профиля в зонах около их сварного стыка с одним наклонным фланцем при принятии в стыке эксцентриситета (смещение в вертикальной плоскости осей частей балок). Установлено, что при допустимом превышении предельных отклонений длин частей балок расцентровки осей в узле возникает повышение действующих напряжений, не превышающих максимальных значений для наиболее нагруженных сечений.

Keywords: балка, монтажный стык, наклонный сварной шов, напряжения.

ON THE STRESSED STATE OF THE BOX-SECTION BEAM ELEMENTS NEAR THE JUNCTION WITH THE INCLINED FLANGE

A. V. Belov, A. N. Stepanenko

Belov Andrey Vladimirovich, Senior Lecturer of the Department of Industrial Civil Engineering, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation, phone: +7(924)217-11-73; e-mail: belov1504@mail.ru;
Stepanenko Anatoliy Nikolayevich, Doctor of Technical Sciences, Professor with the Academic Degree of Doctor of Sciences and the Academic Title of Associate Professor of the Department of Industrial Civil En-gineering, Pacific National University, Khabarovsk Russian Federation, phone: +7(914)425-65-53; e-mail: 000419@pnu.edu.ru

Currently, at small enterprises, when expanding their areas, steel boxes are becoming increasingly popular in low-rise construction. Closed bent-welded profiles of rectangular cross-section are used as bearing elements. Such elements are aesthetic, and the coupling nodes are quite simple to manufacture. The main purpose of the work is to simplify the installation of the frame without compromising the bearing capacity. The article presents the result of exploratory studies of the influence on the stress state of parts of beams from a closed bent profile in the zones near their welded joint with one inclined flange, when taking the excentricity at the joint (displacement in the vertical plane of the axes of the beam parts). It is established that when the maximum deviations of the lengths of the parts of the axis misalignment beams are exceeded, an increase in the operating stresses does not exceed the max-imum values for the most loaded sections occurs in the node.

Ключевые слова: beam, mounting joint, inclined weld, stresses.

Полный текст статьи

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ИЗГИБАЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В УПРУГОПЛАСТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ДЕЙСТВИИ ПОПЕРЕЧНОГО УДАРА

Д. А. Тарасов

Тарасов Денис Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизация и управление», Пензенский государственный технологический университет, г. Пенза, Российская
Федерация; e-mail: den517375@ya.ru

Объектом исследования выступают основные силовые элементы, обеспечивающие при кратковременном динамическом воздействии общую прочность конструкции таких механических систем, как противотаранные устройства. Предметом исследования является методика моделирования напряженно-деформированного состояния рассматриваемых элементов, учитывающая упругопластическую работу материала. Основана на положениях сопротивления материалов, математического моделирования, закона сохранения энергии, а также аппарате интегрального и дифференциального исчисления функций одной или нескольких переменных. Дает возможность определять истинное распределение напряжений и деформаций по длине изгибаемых элементов, вызванное поперечным ударом с учетом реальных свойств материала. Может найти применение на этапе проектирования противотаранных устройств, выполненных в виде шлагбаума.

Ключевые слова: изгибаемый элемент, удар, пластические деформации, физическая нелинейность, напряжения, перемещения, прогибы.

NUMERICAL SIMULATION OF THE OPERATION OF BENDING ELEMENTS IN THE ELASTIC-PLASTIC REGION UNDER THE ACTION OF A TRANSVERSAL IMPACT

D. A. Tarasov

Tarasov Denis Aleksandrovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the «Automation and Control Department», Penza State Technological University, Penza, Russian Federation; e-mail: den517375@ya.ru

The object of the study is the main power elements that provide, with a short-term dynamic impact, the overall structural strength of such mechanical systems as antiram devices. The subject of the study is a technique for modeling the stress-strain state of the elements under consideration, taking into account the elastic-plastic work of the material. It is based on the provisions of the strength of materials, mathematical modeling, the law of conservation of energy, as well as the apparatus of integral and differential calculation of functions of one or more variables. It makes it possible to determine the true distribution of stresses and deformations along the length of the bent elements caused by transverse impact, taking into account the real properties of the ma-terial. It can be used at the design stage of anti-ram devices made in the form of a barrier.

Keywords: bending element, impact, plastic deformations, physical nonlinearity, stresses, deflections.

Полный текст статьи

АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ, ВЫПОЛНЕННОЙ НА БАЗЕ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО СТАЛАГМОМЕТРА, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА ДИСПЕРГИРОВАНИЯ В ВЫСОКОВОЛЬТНОМ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОМ ПОЛЕ

С. П. Прокин, В. Я. Свинцов, Р. В. Муканов, Ю. А. Аляутдинова

Прокин Сергей Владимирович, магистрант, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: +7(927)281-17-93; e-mail: prosev606@yandex.ru;
Свинцов Владимир Яковлевич, доктор технических наук, профессор кафедры инженерных систем и экологии, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: +7(917)186-86-43; e-mail: vladimir_svintsov@mail.ru;
Муканов Руслан Владимирович, старший преподаватель кафедры инженерных систем и экологии, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: +7(917)186-86-43; e-mail: rvmukanov@mail.ru;
Аляутдинова Юлия Амировна, кандидат технических наук, доцент кафедры инженерных систем и экологии, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: +7(917)186-86-43; e-mail: alautd@mail.ru

Сокращение ресурсов и повышение потребления топливных ископаемых ставит перед научно-техническим сообществом ряд вопросов. Один из них – повышение эффективности процессов горения в различного рода теплогенерирующих установках. Традиционным видом энергетических ресурсов является жидкое топливо, примером которого служит товарный мазут разных марок. Важным параметром, от которого напрямую зависит эффективность горения жидкого топлива, является однородность и степень дисперсности образующегося при диспергировании факела рас-пыла из частиц жидкого топлива. Одним из перспективных методов, позволяющим получить оптимальные параметры образующегося жидкого топлива факела распыла является диспергирование с использованием энергии высокопотенциального электростатического поля (электростатическое диспергирование). В статье представлена информация по экспериментальным исследованиям процесса диспергирования модельной жидкости в высоковольтном электростатическом поле на разработанной авторами экспериментальной установке.
Ключевые слова: диспергирование, дисперсность частиц, модернизированный сталагмометр, высоковольтное электростатическое поле, напряжение.

APPROBATION OF THE EXPERIMENTAL SETUP PERFORMED ON THE BASIS OF THE MODERNIZED STALAGMOMMETER AS APPLIED TO THE STUDY OF THE DISPERSION PROCESS IN A HIGH-VOLTAGE ELECTROSTATIC FIELD

S. P. Prokin, V. Ya. Svintsov, R. V. Mukanov, Yu. A. Alyautdinova

Prokin Sergey Vladimirovich, Master student, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, phone: +7(927)281-17-93; e-mail: prosev606@yandex.ru;
Svintsov Vladimir Yakovlevich, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Engineering Systems and Ecology, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Rus-sian Federation, phone: +7(917)186-86-43; e-mail: vladimir_svintsov@mail.ru;
Mukanov Ruslan Vladimirovich, Senior Lecturer of the Department of Engineering Systems and Ecology, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, phone: +7(917)186-86-43; e-mail: rvmukanov@mail.ru;
Alyautdinova Yuliya Amirovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering Systems and Ecology, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astra-khan, Russian Federation, phone: +7(917)186-86-43; e-mail: alautd@mail.ru

Reducing resources and increasing consumption of fossil fuels raises a number of questions for the scientific and technical community. One of them is to increase the efficiency of combustion processes in various types of heat generating installations. The traditional type of energy resources is liquid fuel, an example of which is commercial fuel oil of various grades. An important pa-rameter, on which the efficiency of liquid fuel combustion directly depends, is the uniformity and degree of dispersion of the spray torch formed during dispersion from liquid fuel particles. One of the promising methods that allows obtaining the optimal parame-ters of the spray jet formed during the dispersion of liquid fuel is dispersion using the energy of a high-potential electrostatic field (electrostatic dispersion). The article presents information on experimental studies of the process of dispersion of a model liquid in a high-voltage electrostatic field, on an experimental setup developed by the authors.

Keywords: dispersion, particle dispersion, modernized stalagmometer, high-voltage electrostatic field, voltage.

Полный текст статьи

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АДДИТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА СТЕНОВОЙ ОПАЛУБКИ ИЗ УГЛЕПЛАСТИКА

Д. А. Животов, Ю. И. Тилинин

Животов Дмитрий Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии строительного производства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, тел.: +7(921)569-06-45; e-mail: d.zhivotov@mail.ru;
Тилинин Юрий Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии строительного производства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, тел.: +7(905)232-16-34; e-mail: tilsp@inbox.ru

Рассматривая традиционные конструкции стеновой опалубки, как правило собираемой из плоских сборно-разборных щитов, авторы пришли к выводу о необходимости совершенствования опалубочных систем в связи с необходимостью облегчения удельной массы опалубки, повышения качества лицевой поверхности монолитного бетона и главное – создания рельефной опалубки для возведения монолитных железобетонных стен с архитектурными элементами при строительстве новых и реконструкции существующих зданий в исторически сложившихся районах Санкт-Петербурга. В связи с этим были проведены экспериментальные исследования созданных аддитивным методом образцов композитных материалов на основе армированного синтетическим волокном пластика. Применение аддитивных технологий открывает перспективу создания рельефной пластиковой опалубки для возведения монолитных стен с архитектурными элементами. Кроме того, использование пластика ведет к снижению удельной массы опалубки и влияет на повышение качества лицевой поверхности монолитных бетонных конструкций. Цель исследования – испытание образцов из углепластика как материала перспективной технологии аддитивного производства рельефной опалубки стен с архитектурными элементами. Методы: изготовленные с помощью трехмерной печати образцы испытываются на прочность и деформацию в лабораторных условиях. Результаты: экспериментальные испытания опытных образцов, изготовленных из углепластика с применением 3D-печати, показали достаточные для изготовления опалубки прочностные и деформационные характеристики полученного по аддитивной технологии композитного материала.

Ключевые слова: рельефная опалубка, монолитные стены, углепластик, аддитивные технологии, изготовление, опытный образец, испытание на разрыв, сравнение, выбор.

PROMISING TECHNOLOGIES FOR ADDITIVE MANUFACTURING OF CFRP WALL FORMWORK

D. A. Zhivotov, Yu. I. Tilinin

Zhivotov Dmitriy Andreyevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Technology of Construction Production, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engi-neering, Saint Petersburg, Russian Federation, phone: +7(921)569-06-45; e-mail: d.zhivotov@mail.ru;
Tilinin Yuriy Ivanovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Technology of Construction Production, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engi-neering, Saint Petersburg, Russian Federation, phone: +7(905)232-16-34; e-mail: tilsp@inbox.ru

Considering the traditional designs of wall formwork, usually assembled from flat collapsible panels, the authors came to the conclusion that it is necessary to improve the formwork systems due to the need to lighten the specific gravity of the formwork, improve the quality of the front surface of monolithic concrete, and most importantly, create a relief formwork for the construction monolithic reinforced concrete walls with architectural elements in the construction of new and reconstruction of existing buildings in historically developed areas of St. Petersburg. In this regard, experimental studies of samples of composite materials created by the additive method based on plastic reinforced with synthetic fiber were carried out. The use of additive technologies opens up the prospect of creating embossed plastic formwork for the construction of monolithic walls with architectural elements. In addition, the use of plastic leads to a decrease in the specific gravity of the formwork and affects the quality of the front surface of monolithic concrete structures. The purpose of the study is to test samples of carbon fiber as a material for a promising technology for the additive production of relief formwork for walls with architectural elements. Methods: 3D-printed specimens are tested for strength and deformation in the laboratory. Results: experimental tests of prototypes made of carbon fiber using 3D printing showed that the strength and deformation characteristics of the composite material obtained by additive technology are sufficient for the manufacture of formwork.

Keywords: embossed formwork, monolithic walls, carbon fiber, additive technologies, manufacturing, prototype, tensile test, comparison, selection.

Полный текст статьи

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ В ДОМАХ, ПОСТРОЕННЫХ ПО МОНОЛИТНО-КАРКАСНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

К. А. Гуреев, Д. В. Трясцин

Гуреев Кирилл Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры строительного инжиниринга и материаловедения, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Российская Федерация, тел.: +7(908)273-56-36; e-mail: gureev.prof@gmail.com;
Трясцин Дмитрий Владимирович, магистрант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Российская Федерация, тел.: +7(951)936-37-72; e-mail: tryascin77@mail.ru

Рассмотрена значимость звукоизоляции для обеспечения комфорта жильцов в многоквартирном доме. Отмечено, что по статистике количество жалоб на плохую звукоизоляцию больше у жильцов домов, построенных по монолитно-каркасной технологии. Расписаны способы по улучшению звукоизоляции в новостроящихся жилых многократных зданиях. Представлена сводная информация о современных требованиях к звукоизоляции. Представлен основной перечень применяемых современных материалов, используемых для улучшения звукоизоляции в квартире. Особое внимание уделяется вопросу повышения качества звукоизоляции в уже построенных объектах с явными отклонениями от норм, что позволит улучшить качество проживания собственников. Информация основывается на проведtнных исследованиях по улучшению звукоизоляции с применением современных материалов и технологий.

Ключевые слова: монолитно-каркасное строительство, комфорт, нормирование звукоизоляции, индекс изоляции, улучшение звукоизоляции внутренних стен и межэтажных перегородок, современные технологии строительства.

THE WAYS TO INCREASE SOUND INSULATION IN HOUSES BUILT USING MONOLITHIC FRAME TECHNOLOGY

K. A. Gureyev, D. V. Tryastsin

Gureyev Kirill Aleksandrovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Construction Engineering and Materials Science, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation, phone: +7(908)273-56-36; e-mail: gureev.prof@gmail.com;
Tryastsin Dmitriy Vladimirovich, Masters student, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation, phone: +7(951)936-37-72. e-mail: tryascin77@mail.ru

The importance of sound insulation to ensure the comfort of residents in an apartment building is considered. It is noted that according to statistics, the number of complaints about poor sound insulation is greater among residents of houses built using monolithic frame technology. The ways to improve the sound insulation in newly built residential multiple buildings are described. A summary of modern requirements for sound insulation is presented. The main list of applied modern materials used to improve sound insulation in the apartment is presented. Special attention is paid to the issue of improving the quality of sound insulation in already built facilities with obvious deviations from the norms, which will improve the quality of the owners’ accommodation. The information is based on research conducted to improve sound insulation using modern materials and technologies.

Keywords: monolithic frame construction, comfort, rationing of sound insulation, insulation index, improvement of sound insulation of inter-nal walls and interstory partitions, modern construction technologies.

Полный текст статьи

МОДИФИКАЦИЯ ЧИСЛЕННОГО МЕТОДА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КИНЕМАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕХАНИЗМОВ

О. А. Хохлова, Е. В. Пономарева, А. В. Синельщиков

Хохлова Ольга Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Механика и инженерная графика», Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Российская Федерация; e-mail: zaphy@yandex.ru;
Пономарева Елена Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Механика и инженерная графика», Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Российская Федерация; e-mail: internet@astu.org;
Синельщиков Алексей Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры промышленного и гражданского строительства, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация; e-mail: laex@bk.ru

Разработана методика динамических исследований механизма переменной структуры с учетом реального положения центров масс и инерционных характеристик круговых звеньев. Подготовлена математическая модель исполни-тельного механизма с комбинированным шатуном. Предложен алгоритм численного метода решения задач кинематического и динамического анализа механизма переменной структуры, в котором связи учитываются «естественным» способом путем построения парциальных систем механизма, используя уравнения Лагранжа второго рода. Получена функция одной из обобщенных координат φ и двух ее производных ω1 и ε1, проведено сравнение результатов с решением, полученным в программном комплексе ADAMS/Solver. Проведенные исследования базируются на известных в механике машин методах анализа механизмов. Решение дифференциальных уравнений движения исполнительного механизма переменной структуры пресса с комбинированным шатуном и экспериментальной установки проводились на ЭВМ численным методом Рунге – Кутта.

Ключевые слова: численный метод решения, метод интегрирования, метод линейного ускорения, механизм переменной структуры, численный динамический анализ, уравнения Лагранжа, парциальная система, обобщенная координата, обобщенная сила.

MODIFICATION OF THE NUMERICAL METHOD FOR SOLVING PROBLEMS OF KINEMATIC AND DYNAMIC ANALYSIS OF MECHANISMS

O. A. Khokhlova, Ye. V. Ponomareva, A. V. Sinelshchikov

Khokhlova Olga Aleksandrovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Mechanics and Engineering Graphics, Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: zaphy@yandex.ru;
Ponomareva Yelena Vladimirovna, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Mechanics and Engineering Graphics, Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: internet@astu.org;
Sinelshchikov Aleksey Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Industrial and Civil Engineering, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineer-ing, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: laex@bk.ru

A method of dynamic studies of the mechanism of variable structure (MPS) has been developed taking into account the real position of the centers of mass and the inertial characteristics of circular links. A mathematical model of the MPC executive mecha-nism with a combined connecting rod has been developed. An algorithm of a numerical method for solving problems of kinematic and dynamic analysis of MPS is proposed, in which connections are taken into account in a «natural» way by constructing partial systems of mechanisms using Lagrange equations of the 2nd kind. A function of one of the generalized coordinates φ and its two derivatives ω1 and ε1 is obtained, the results are compared with the solution obtained in the ADAMS/Solver software package. The conducted research is based on the methods of mechanism analysis known in the mechanics of machines. The differential equations of motion of the actuator of a variable structure of a press with a combined connecting rod and an experimental installation were solved on a computer by the numerical Runge – Kutta method.

Keywords: numerical solution method, integration method, linear acceleration method, variable structure mechanism, numerical dynamic analysis, Lagrange equations, partial system, generalized coordinate, generalized force.

Полный текст статьи

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

С. А. Раздрогина

Раздрогина Светлана Анатольевна, член Союза архитекторов РФ, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, e-mail: razdrogina.svetlana@mail.ru

В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с влиянием архитектуры на поведение человека. Приводятся примеры работ зарубежных исследователей, на основе которых делаетcя вывод о том, что архитектурные сооружения действительно влияют на человеческое поведение. Представлена теоретическая основа для изучения вопроса. Эстетическими достоинствами архитектурной формы считаются ее лаконичность и выразительность за счет хорошо найденных пропорций целого и его деталей. Архитектура воздействует на человека с помощью использования линии, цвета, пластики. Кроме того, образы архитектуры выражают функцию того произведения, к которому они относятся. Приведено описание экспериментального исследования, в результате которого выясняется, что цвета способствуют раскрытию разных эмоций. Это исследование объясняет процесс, при помощи которого цвет влияет на эстетическое восприятие и эмоциональное состояние человека.

Ключевые слова: эстетика; масштаб архитектурной формы; утилитарные функции; застройка; художественная среда.

THE INFLUENCE OF ARCHITECTURE ON THE EMOTIONAL STATE OF A PERSON

S. A. Razdrogina

Razdrogina Svetlana Anatolyevna, Member of the Union of Architects of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Architecture and Urban Planning, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, e-mail: razdrogina.svetlana@mail.ru

The article deals with the main problems associated with the influence of architecture on human behavior. Examples of the work of foreign researchers are given, and on the basis of this it turns out that architectural structures really affect human behavior. The theoretical basis for studying the issue is presented. The aesthetic advantages of the architectural form are consid-ered to be its conciseness and expressiveness due to the well-found proportions of the whole and its details. Architecture affects a person through the use of line, color, plasticity, but changed into elegant forms that can not depict, but only express this or that feeling. In addition, the images of architecture express the function of the work to which they refer. A description of the experimental study is given, as a result of which it turns out that different colors contribute to the disclosure of different emotions. This study explains the process by which color affects the aesthetic perception and emotional state of a person.

Keywords: aesthetics; the scale of the architectural form; utility functions; development; artistic environment.

Полный текст статьи

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЕЗДНОМ ГОРОДЕ ЦАРИЦЫНЕ

П. П. Олейников

Олейников Петр Петрович, кандидат технических наук, профессор кафедры архитектуры зданий и сооружений, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград,
Российская Федерация, тел.: +7-903-315-50-81; e-mail: poleynikov@mail.ru

Культурное и архитектурное наследие российских городов, пострадавших во время Великой Отечественной войны, требует дополнительных исследований в области наличия и сохранения зданий, сооружений довоенной постройки, выявления авторов проектов и строителей таких зданий. В конце XIX – начале XX в. благодаря выгодному географическому местоположению в уездном городе Царицын Саратовской губернии процветало промышленное развитие. В этом месте реки Волга и Дон находятся на минимальном расстоянии друг от друга, что с древних времен способствовало развитию экономических и транспортных связей с регионами Донского бассейна: Донбассом, Крымом, Кавказом. Туда с Волги направлялись древесина, соль, рыба, в обратном направлении шел уголь, фрукты, товары народного потребления. В этой связи отмечается рост населения Царицына, и купечество города использовало этот фактор для повышения своих доходов, строя не только жилые дома и зрелищные сооружения.

Ключевые слова: архитектура, здания, Царицын, Сталинград, проект, архитектор, строитель, декор.

FEATURES OF ARCHITECTURAL ACTIVITIES IN THE CHIEF TOWN OF A UYEZD CALLED TSARITSYN

P. P. Oleynikov

Oleynikov Petr Petrovich, Candidate of Technical Sciences, Professor of the Department of Architecture of Buildings and Structures, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: +7-903-315-50-81; e-mail: poleynikov@mail.ru

The cultural and architectural heritage of Russian cities that suffered during the Great Patriotic War requires additional re-search in the field of the presence and preservation of buildings and structures of pre-war construction, as well as identifying the authors of projects and builders of such buildings. The county town of Tsaritsyn in the Saratov province at the end of the 19th — beginning of the 20th century owed its industrial development to its favorable geographical location. In this place, the Volga and Don rivers are located at a minimum distance from each other, which since ancient times has contributed to the development of economic and transport links with the regions of the Don basin: Donbass, Crimea, and the Caucasus. Wood, salt, fish were sent there from the Volga, coal, fruits, consumer goods went in the opposite direction. In this regard, there is an increase in the population of Tsaritsyn, and the merchants of the city used this factor to increase their income, building not only residential buildings and spectacular buildings.

Keywords: architecture, buildings, Tsaritsyn, Stalingrad, project, architect, builder, decor.

Полный текст статьи

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ ЦЕНТРОВ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Ю. С. Брагинцева, А. В. Скопинцев

Брагинцева Юлия Сергеевна, магистрант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, тел.: +7(978)570-74-23; e-mail: yumihaylova@sfedu.ru;
Скопинцев Анатолий Вениаминович, кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектурного и средового проектирования, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, тел.: +7(928)112-39-93; e-mail: scoparh@yandex.ru

Рассматриваются проблемы, связанные с архитектурным формированием центров творческого развития детей. Целью исследования ставится задача выявления ряда перспективных моделей функционально-пространственной организации подобных объектов на основе обобщения передового опыта их проектирования и строительства. Обозначены основные тенденции и требования к функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации центров детского творчества. Выявлены основные функционально-пространственные структурные единицы данных объектов и технологические взаимосвязи между ними. На этой основе проведен анализ отдельных примеров из отечественного и зарубежного опыта формирования центров творческого развития детей и предложено шесть ведущих функционально-пространственных моделей, которые могут быть использованы в качестве подходов для концептуального проектирования данных объектов.

Ключевые слова: центр детского творчества, архитектурно-планировочная схема, функционально-пространственная модель.

PERSPECTIVE FUNCTIONAL AND SPATIAL MODELS OF CENTERS FOR CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN

Yu. S. Bragintseva, A. V. Skopintsev

Bragintseva Yuliya Sergeyevna, Master student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation, phone: +7(978)570-74-23; e-mail: yumihaylova@sfedu.ru;
Skopintsev Anatoliy Veniaminovich, Candidate of Architecture, Professor of the Department of Architectural and Environmental Design, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation, phone: +7(928)112-39-93; e-mail: scoparh@yandex.ru

The problems associated with the architectural formation of centers for the creative development of children are considered. The aim of the study is to identify a number of promising models of the functional-spatial organization of such objects based on the generalization of best practices in their design and construction. The main trends and requirements for the functional-planning and architectural-spatial organization of children’s creativity centers are outlined. The main functional-spatial structural units of these objects and technological interconnections between them are revealed. On this basis, an analysis of individual examples from do-mestic and foreign experience in the formation of centers for the creative development of children was carried out and six leading functional-spatial models were proposed that can be used as approaches for the conceptual design of these objects.

Keywords: center for children’s creativity, architectural and planning scheme, functional-spatial model.

Полный текст статьи

КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ СКЕЙТБОРДИНГА

К. А. Прошунина, И. А. Овчеренко

Прошунина Ксения Алексеевна, член Союза архитекторов РФ, и. о. заведующей кафедрой архитектуры и градостроительства, доцент, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: +7(960)855-51-30; e-mail: ksuprosh@mail.ru;
Овчеренко Илья Анатольевич, студент, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация; e-mail: ygrek_gp@list.ru

Открытое городское общественное пространство является основным компонентом городского пространства, который ежедневно обслуживает общественную жизнь города [1]. Планирование должно быть нацелено на создание высококачественных общественных пространств для безопасного отдыха населения, обеспечивающих удобство передвижения пешеходов в пространственной ткани города. В городской среде возрастает потребность создания пространств для активного отдыха и мобильности населения посредством низкоскоростных транспортных средств, таких как велосипеды, самокаты, скейтборды. В связи с появлением новых единиц техники должны формироваться траектории, выделенные в специальные полосы движения, изготовленные в соответствии с требуемыми материалами, обеспечивающими безопасность движения. В статье представлено рассмотрение рекреационного потенциала пространства [2] города для скейтбординга и формулирование принципов организации транзитных направлений для низкоскоростного транспорта.

Ключевые слова: скейтбординг, благоустройство, низкоскоростной транспорт, комфортная среда, город.

CONCEPT OF PLANNING ORGANIZATION OF URBAN SPACES FOR SKATEBOARDING

K. A. Proshunina, I. A. Ovcherenko

Proshunina Kseniya Alekseyevna, Member of the Union of Architects of the Russian Federation, Acting Head of the Department of Architecture and Urban Planning, Associate Professor, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, phone: +7(960)855-51-30; e-mail: ksuprosh@mail.ru;
Ovcherenko Ilya Anatolyevich, student, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: ygrek_gp@list.ru

Open urban public space is the main component of urban space that serves urban public life on a daily basis [1]. Urban planning should aim to create high quality public spaces for safe recreation of the population. Public spaces should provide ease of movement for pedestrians in the spatial fabric of the city. In an urban environment, there is an increasing need to create spaces for active recreation and pedestrian mobility through low-speed vehicles: bicycles, scooters, skateboards. In accordance with the introduction of new units of equipment, trajectories of movement should be formed. Such trajectories must be allocated in special traffic lanes, made in accordance with the required materials for ease of movement and equipped with orientation aids for traffic safety. The article presupposes consideration of the recreational potential of the space [2] of the city for skateboarding and further development of a methodology for designing streets.

Keywords: skateboarding, landscaping, low-speed transport, comfortable environment, city.

Полный текст статьи

КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАРКОВОК В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШЕЙСЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ НА ПРИМЕРЕ РАЙОНА КОСЫ Г. АСТРАХАНИ

А. А. Васильева

Васильева Анна Александровна, член Союза архитекторов РФ, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, тел.: +7(905)360-18-18; e-mail: archi-anne@mail.ru

В условиях растущего уровня автомобилизации повышать уровень комфорта городской среды необходимо с учетом решения проблем реорганизации транспортной инфраструктуры и организации парковочного пространства. В г. Астрахани остро стоит вопрос обеспечения исторической части города паркингами. В статье приведены примеры организации парковок в исторической части городов Европы. На базе приведённых примеров предложены варианты организации паркингов на примере исторической территории района Косы г. Астрахани. Целью работы является определение рационального решения вопроса организации парковочных мест в исторической структуре Астрахани. Выбор объектов производился с учетом многопрофильного исторического и градостроительного исследования территории. Даны рекомендации по внедрению парковочных пространств в структуру г. Астрахани. На базе полученных исследований возможно дальнейшая модернизация транспортно-парковочной инфраструктуры города.

Ключевые слова: парковка, автостоянка, паркинг, парковочное пространство историческая часть города.

PARKING DESIGN CONCEPTS IN THE CONDITIONS OF THE CURRENT HISTORICAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN SPIT DISTRICT

A. A. Vasilyeva

Vasilyeva Anna Aleksandrovna, Member of the Union of Architects of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Architecture and Urban Planning, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation, phone: +7(905)360-18-18; e-mail: archi-anne@mail.ru

In the conditions of the growing level of motorization, it is necessary to increase the comfort level of the urban environment, taking into account the solution of the problems of the reorganization of the transport infrastructure and the organization of park-ing space. In Astrakhan, the issue of providing the historical part of the city with parking lots is acute. The article provides exam-ples of the organization of parking in the historical part of European cities. On the basis of these examples, options for organizing parking lots are proposed on the example of the historical territory of the Spit district of Astrakhan. The purpose of the work is to determine a rational solution to the issue of organizing parking spaces in the historical structure of the city of Astrakhan. The se-lection of objects was made taking into account the multidisciplinary historical and urban planning study of the territory. Recom-mendations on the introduction of parking spaces in the structure of the city of Astrakhan are given. On the basis of the obtained research, further modernization of the transport and parking infrastructure of the city is possible.

Keywords: parking, parking, parking, parking space, historical part of the city.

Полный текст статьи

МОДЕЛЬ ЭВОЛЮЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КВАРТАЛЬНОЙ ЗАСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРЫМСКА)

В. М. Богданов, А. В. Скопинцев

Богданов Вадим Михайлович, магистрант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, тел.: +7(988)998-45-60, e-mail: vadbogdanov@sfedu.ru;
Скопинцев Анатолий Вениаминович, кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектурного и средового проектирования, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, тел.: +7(928)112-39-93, e-mail: scoparh@yandex.ru

Рассматриваются особенности поэтапного формирования архитектурной среды квартальной застройки малого города, имеющей тенденцию преобразования от аграрной к урбанизированной структуре. С учетом насыщения застройки общественными функциями качественным образом меняется архитектурная среда кварталов. Целью исследования является построение эволюционной модели подобной архитектурной среды на примере преобразования квартальной застройки центральной части города Крымска Краснодарского края. Определяются факторы, способствующие данному процессу. Систематизируются составляющие архитектурной среды квартальной застройки, определяющих содержание отдельных временных этапов ее эволюции. В модельной форме представляется последовательность данных этапов. Модель может быть использована в качестве стратегии формирования новой архитектурной среды городского центра г. Крымска.

Ключевые слова: квартальная застройка, архитектурная среда, формирование, эволюция, этапы.

A MODEL OF THE EVOLUTION OF THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF A BLOCK BUILDING (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF KRYMSK)

V. M. Bogdanov, A. V. Skopintsev

Bogdanov Vadim Mikhaylovich, Master’s student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation, phone: +7(988)998-45-60, e-mail: vadbogdanov@sfedu.ru;
Skopintsev Anatoliy Veniaminovich, Candidate of Architecture, Professor of the Department of Architec-tural and Environmental Design, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation, phone: +7(928)112-39-93, e-mail: scoparh@yandex.ru

The features of the step-by-step formation of the architectural environment of the quarterly development, which tends to transform from an agrarian to an urbanized urban planning structure, are considered. Taking into account the saturation of the building with public functions, the architectural environment of the quarters is changing qualitatively. The aim of the study is to build an evolutionary model of such an architectural environment on the example of the transformation of the block development of the central part of the city of Krymsk in the Krasnodar Territory. The factors contributing to this process are determined. The components of the architectural environment of the block development are systematized, which determine the content of individ-ual time stages of its evolution. The sequence of these stages is presented in the model form. The model can be used as a strategy for the formation of a new architectural environment of the city center of Krymsk.

Keywords: quarterly development, architectural environment, formation, evolution, stages.

Полный текст статьи

ОБЩАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РЕИНЖИНИРИНГА ТЕРРИТОРИЙ И ЗАСТРОЙКИ

C. Б. Сборщиков, П. А. Журавлев

Сборщиков Сергей Борисович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии, организации и управления в строительстве, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), г Москва, Российская Федера-ция; e-mail: sbs@mgsu.ru;
Журавлев Павел Анатольевич, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии, организации и управления в строительстве, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), г Москва, Россия Федерация; e-mail: tous2004@mail.ru

Насущность трансформации существующих технических решений, затрагивающих многие сферы национальной экономики в целом и строительной отрасли в частности, выраженные в требованиях со стороны потребителей в комфортности, безопасности, экологичности, технологичности и экономичности среды жизнедеятельности, указывает на необходимость модернизации, преобразовании и трансформации уже существующих градостроительных решений. В статье исследуются процессы развития и преобразования территорий и застройки путем формирования схем организации реинжиниринга территорий и застройки, учитывающих вопросы создания, управления и реализации работ по выполнению требуемых мероприятий. Для развития представленных общих положений организации реинжиниринга территории и застройки требуется формирование сводной параметрической модели.

Ключевые слова: инвестиционная программа, инвестиционно-строительный проект, реинжиниринг градостроительных решений, реинжиниринг территорий и застройки, управление и организация работ по реинжинирингу, организационные схемы реинжиниринга.

GENERAL SCHEME OF ORGANIZATION OF TERRITORY REENGINEERING AND BUILDINGS

S. B. Sborshchikov, P. A. Zhuravlev

Sborshchikov Sergey Borisovich, Doctor of Economics, Professor, head of the Department of technology, organization and management in construction, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), Moscow, Russian Federation; e-mail: sbs@mgsu.ru;
Zhuravlev Pavel Anatolyevich, Candidate of technical Sciences, associate Professor of technology, organization and management in construction, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), Moscow, Russian Federation; e-mail: tous2004@mail.ru;

The urgency of the transformation of existing technical solutions affecting many areas of the national economy in general and the construction industry in particular, expressed in the requirements of consumers in comfort, safety, environmental friendli-ness, manufacturability and cost-effectiveness of the living environment, indicates the need for modernization, transformation and transformation of existing urban planning solutions. The article examines the processes of development and transformation of territories and buildings by forming schemes for the organization of reengineering of territories and buildings, taking into account the issues of creation, management and implementation of work to implement the required measures. For the development of the presented general provisions of the organization of reengineering of the territory and development, the formation of a consolidated parametric model is required.

Keywords: investment program, investment and construction project, reengineering of urban planning solutions, reengineering of territories and buildings, management and organization of reengineering, organizational schemes of reengineering.

Полный текст статьи

МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОДОРОГ СЕЛИТЕБНЫХ ЗОН НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

К. Г. Кондрашин, С. П. Стрелков, Р. А. Петров, Т. К. Курбатова

Кондрашин Кирилл Геннадьевич, ассистент кафедры геодезии, кадастрового учета, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: Astrakhan_kirill@mail.ru;
Стрелков Сергей Петрович, декан строительного факультета, кандидат биоогических наук, до-цент кафедры геодезии, кадастрового учета, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: Ast_strelkov@mail.ru;
Петров Роман Андреевич, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории приоритетных исследований региона, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: tottenhem@bk.ru;
Курбатова Татьяна Камильевна, член Союза дизайнеров РФ, старший преподаватель кафедры дизайна и реставрации, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: kurbatova.201189@yandex.ru

Деятельность жителей селитебных зон невозможна без движения и перемещения. Дороги, на текущий момент, являются единственной транспортной артерией города. Однако видимая на первый взгляд чистота дорожного полотна – ошибочна. Вещества, скапливающиеся на дорогах, несут в себе комплекс отдельных и взаимодействующих компонентов, часто вредных для здоровья человека. Данная работа отражает результаты исследования состава и оценки воздействия веществ, содержащихся в придорожных зонах (дорожный смёт). Изучается характер влияния на биотопы веществ с разным химическим и физико-механическим составом, происхождением, а также расположением относительно дорожного полотна. В том числе в ходе исследования предпринята попытка смоделировать происходящие процессы и сформировать многокритериальную систему оценки воздействия дорожных реагентов на самочувствие человека.

Ключевые слова: система оценки, компоненты дорог, комфорт городской среды, окружающая среда.

MULTI-CRITERIA SYSTEM FOR ASSESSING THE IMPACT OF HIGHWAYS IN RESIDENTIAL ZONES ON THE HUMAN STATE

K. G. Kondrashin, S. P. Strelkov, R. A. Petrov, T. K. Kurbatova

Kondrashin Kirill Gennadyevich, Assistant of the Department of Geodesy, Cadastral Registration, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: Astrakhan_kirill@mail.ru;
Strelkov Sergey Petrovich, Dean of the Faculty of Civil Engineering, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Geodesy, Cadastral Registration, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: Ast_strelkov@mail.ru;
Petrov Roman Andreyevich, Junior Research Fellow, Research Laboratory for Priority Studies of the Re-gion, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: tottenhem@bk.ru;
Kurbatova Tatyana Kamilyevna, Member of the Union of Designers of the Russian Federation, Senior Lecturer of the Department of Design and Restoration, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: kurbatova.201189@yandex.ru

The activity of residents of residential areas is impossible without movement and displacement. Roads, at the moment, are the only transport artery of the city. However, the cleanliness of the roadway, visible at first glance, is erroneous. Substances that accumulate on the roads carry a complex of separate and interacting components, often harmful to human health. This work reflects the results of a study of the composition and assessment of the impact of substances contained in roadside areas (road estimates). The nature of the impact on biotopes of substances with different chemical and physical-mechanical composition, origin, as well as location relative to the roadway is being studied. In particular, during the study, an attempt was made to simulate the ongo-ing processes and form a multi-criteria system for assessing the impact of road reagents on human well-being.

Keywords: assessment system, road components, comfort of the urban environment, environment.

Полный текст статьи

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

В. К. Лихобабин, М. Н. Емельянова, А. И. Самойличенко, Е. В. Солякова, К. В. Терноскова

Лихобабин Виктор Константинович, кандидат экономических наук, доцент кафедры промышленного и гражданского строительства, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: viktor.likhobabin1949@gmail.com;
Емельянова Маргарита Николаевна, студентка, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: emelianovarita@mail.ru;
Самойличенко Алена Игоревна, студентка, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: alena_samoiliche@mail.ru;
Солякова Елизавета Вадимовна, студентка, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: solyakovaliza@yandex.ru;
Терноскова Ксения Васильевна, студентка, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: ksenkater@gmail.com

В данной работе рассматриваются особенности инвестиционно-строительного комплекса на основе строительного рынка города Астрахани. Инвестиционно-строительный комплекс представляет собой комплекс совершенно разно-образных отраслей, которые взаимосвязаны между собой. Изучен также вопрос роста цен на недвижимость и его при-чины за последние несколько лет. Был осуществлен анализ рынка недвижимости г. Астрахань, а именно анализ изменения цен за квадратный метр за 2017–2022 год в новостройках и жилых комплексах, офисов и средней стоимость квадратного метра прочих свободных помещений. При данном анализе было выявлено несколько причин роста цен, а именно: пандемия, психическое воздействие на жителей, с прогнозами по подорожанию квадратных метров и, конечно же, значительный рост цен на строительные материалы, что привело и к поднятию цен на недвижимость. Оценена возможность внедрения мобилизационной экономики. Мобилизация в строительстве относится к ряду мероприятий, направленных на ускорение процесса с целью выполнения контракта в строго оговоренные сроки. Быстрое строительство сокращает капитальные затраты и время строительства, благодаря чему объекты в эксплуатацию вводятся намного быстрее.

Ключевые слова: инвестиции, строительство, недвижимость, средняя стоимость, мобилизационная экономика.

FEATURES OF THE MODERN DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT CONSTRUCTION COMPLEX

V. K. Likhobabin, M. N. Yemelyanova, A. I. Samoylichenko, Ye. V. Solyakova, K. V. Ternoskova

Likhobabin Viktor Konstantinovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Industrial and Civil Engineering, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: viktor.likhobabin1949@gmail.com;
Yemelyanova Margarita Nikolayevna, student, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: emelianovarita@mail.ru;
Samoylichenko Alena Igorevna, student, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: alena_samoiliche@mail.ru;
Solyakova Yelizaveta Vadimovna, student, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: solyakovaliza@yandex.ru;
Ternoskova Kseniya Vasilyevna, student, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: ksenkater@gmail.com

This paper discusses the features of the investment and construction complex based on the construction market of the city of Astrakhan. The investment and construction complex is a complex of completely diverse industries that are interconnected. The issue of rising real estate prices and its causes over the past few years is also considered. An analysis of the Astrakhan real estate market was carried out, namely, an analysis of price changes per square meter for 2017-2022 in new buildings and residential complexes, offices and the average cost per square meter of other vacant premises. This analysis revealed several reasons for the rise in prices, namely the pandemic, the mental impact on residents, with forecasts for an increase in the price of square meters and, of course, a significant increase in the prices of building materials, which led to an increase in real estate prices. The issue of the possibility of introducing a mobilization economy was also considered. Mobilization in construction refers to a series of activities aimed at accelerating the process in order to fulfill the contract within a strictly specified time frame. Rapid construction reduces capital costs and construction time, allowing facilities to be commissioned much faster.

Keywords: investments, construction, real estate, average cost, mobilization economy.

Полный текст статьи

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКРЕМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТЕКУЧЕСТИ В СФЕРИЧЕСКОМ РЕЗЕРВУАРЕ

С. Ю. Калашников, Е. В. Гурова

Калашников Сергей Юрьевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экспертиза и эксплуатация объектов недвижимости», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: +7(8442)96-99-28; e-mail: kalashnikov@vstu.ru;
Гурова Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Экспертиза и эксплуатация объектов недвижимости», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: +7(8442)96-99-28; e-mail: eeon@vgasu.ru

Проведено развитие ранее предложенных теоретических методов инкрементальной модели деформирования материала. Рассмотрено применение модифицированных инкрементальных условий пластичности в осесимметричной задаче о сферическом резервуаре, загруженном внутренним и наружным давлением. Неоднородное распределение напряжений характеризуется градиентами напряжений вдоль радиусов и стеснением деформаций сдвига по площадкам скольжения. Это приводит к повышенным предельным градиентным напряжениям, которые зависят от размера внутренней полости. Используемые условия пластичности носят аналитический характер, а не сравнительный как классические критерии текучести, что позволяет вычислять предельное упругое градиентное напряжение. Для резервуаров реальных размеров установлены границы увеличения при различных законах аппроксимации градиентного эффекта стеснения деформаций. Уточненная оценка диапазона упругой работы материала может привести к снижению материалоемкости.

Ключевые слова: условие пластичности, сферический резервуар, градиент напряжений, стеснение деформаций, концентрация напряжений.

IMPLEMENTATION OF INCREMENTAL YIELD CONDITIONS IN SPHERICAL COORDINATES

S. Yu. Kalashnikov, Ye. V. Gurova

Kalashnikov Sergey Yuryevich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department «Expertise and Operation of Real Estate», Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, тел.: +7(8442)96-99-28; e-mail: kalashnikov@vstu.ru;
Gurova Yelena Vladimirovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Expertise and Operation of Real Estate Objects, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Fed-eration, тел.: +7(8442)96-99-28; e-mail: eeon@vgasu.ru

The development of the previously proposed theoretical methods of the incremental model of material deformation is carried out. The application of modified incremental plasticity conditions in the axisymmetric problem of a spherical tank loaded with internal and external pressure is considered. The inhomogeneous stress distribution is characterized by stress gradients along the radii and tightness of shear deformations along the slip sites. This leads to increased limiting gradient stresses, which depend on the size of the internal cavity. The plasticity conditions used are analytical in nature, and not comparative as classical yield criteria, which makes it possible to calculate the ultimate elastic gradient stress. For tanks of real sizes, the limits of magnification have been established for various laws of approximation of the gradient effect of constraint of deformations. A refined estimate of the elastic range of the material can lead to a decrease in material consumption.

Keywords: plasticity condition, spherical reservoir, stress gradient, strain constraint, stress concentration.

Полный текст статьи